Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Притча о блудном сыне

Главная цель обращения Спасителя к слушателям была в том, чтобы пробудить в них понимание, что Бог наш есть Бог человеколюбивый, что Он предпринимает все, чтобы спасти человека, внушить ему покаяние.

00:15:56
Притча о блудном сыне
Протоиерей Артемий Владимиров

Вновь в преддверии Великого поста мы слышим притчу о двух сыновьях, никто из которых не имел правильных мыслей и расположения к своему родителю. Догадываемся, что под образом отца Спаситель разумеет Самого Творца неба и земли, а под младшим и старшим сыном сокрывается всё человечество и каждый из нас, может быть, на определённом этапе его земной жизни.

Мы помним, что Спаситель эту притчу обратил к особенным слушателям, законоучителям и фарисеям, главное несчастье которых было совершенное непонимание человеческой судьбы, неспособность, а лучше сказать, нежелание с любовью относиться к людям, ожесточение сердец по гордости и высокомерию. И главная цель этого обращения Спасителя к слушателям была в том, чтобы пробудить в них понимание, что Бог наш есть Бог человеколюбивый, что Он не хочет смерти грешника, но предпринимает все, чтобы спасти человека, внушить ему покаяние. Главная беда человека – это его себялюбие и его эгоизм. Это относится и к тем, кто получил дар веры в Небесного Отца, веры в Господа Иисуса Христа.

Итак, оба сына, несмотря на то, что были наследниками отца своего, далеко отступили от отеческих мыслей и воли. В чём недостаток младшего? В том, что он относится к своему отцу совершенно потребительски: в нём не было ни чувства признательности, ни благодарности своему отцу, он хотел только забрать своё. И, несмотря на райские условия жизни, щедрость отца, его благородство, великодушие, он был внутренне не удовлетворен, почитал себя несвободным, стремился обособиться от родителя своего, думая, что этим он обретёт себя и своё счастье.

Не будем сегодня говорить о подробностях этой притчи, скажем только о том, что особенно вредно и опасно для христианской души. Это приземлённость помыслов в нашей вере. Это непонимание, что единственное, что нужно нам, – это общение и единение с Отцом, а не Его дары и сокровища. Притча показывает нам, что очень вредно в жизни духовной корыстное отношение к Богу, постоянное давление на Создателя, постоянные прошения. Конечно, Бог не гневается на наше «подай», «помоги», «даруй», но наше спасение и счастье заключается в ином – чтобы искать не Христово, а Самого Христа. Почитать себя Его должником и непрестанно пребывать в признательности, благодарении к Небесному Отцу, со страхом и трепетом обращать к Нему наш духовный взор, почитать себя счастливейшими из всех созданий Божиих за то, что мы можем предстоять Ему и беседовать с Ним.

Есть ещё старший сын. В отличие от младшего, он уберёг себя от падения, совершения беззаконий, от тёмной части порабощения демонам, но, как ни странно, всегда пребывая в дому отца своего, он и там оказался чуждым его сердцу. И вторая опасность после своекорыстия, отсутствия признательности и благодарности Господу – это отчуждение от любви Божией, от милосердия Спасителя, от Его человеколюбия. 

Мы тоже отворачиваемся от Бога тогда, когда мы смотрим на людей как на чуждых себе, когда мы в тайне сердца признаем лишь себя нужными Богу, достойными Его милости, и в глубине души питаем к другим бесчувстие, недовольство, осуждаем, пересуживаем, словом, оказываемся чуждыми самого Духа Святого, Который есть дух любви и человеколюбия. Несчастье старшего заключается в том, что он не способен разделить с отцом радость о возвращении, спасении, обретении того, кто «был мертв и ожил, пропадал и нашелся»1. Старший сын не способен был вместе с отцом духовно возвеселиться и умилиться над спасением души младшего брата, которому он, собственно, даже отказывает в наименовании брата: «Этот сын твой, расточивший имение с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»2

Притча эта бездонно глубока и очень важна, потому что в её свете нам бы должно сегодня и сейчас пересмотреть всё, что мы испытываем и в взращиваем в своём сердце в отношении окружающих нас людей, ближних и дальних. Мы часто смотрим на них с негодованием, неприязнью, почитаем их какой-то помехой, каким-то недоразумением, и нам кажется, что жизнь без этих людей была бы светла, мирна, гармонична, радостна, и мы были бы ближе к Богу и нам с Богом тогда было бы хорошо. Эти помыслы Спаситель хочет убрать из нашей жизни. 

Притча о блудном сыне должна нас очистить от чудовищного недоброжелательства. Она учит нас смотреть так, как Бог смотрит на людей – с сочувствием, с состраданием, с умением видеть их глубинную немощь и с желанием оказать им помощь, каковую Бог изливает на каждого из нас.

Таким образом, глубинное понимание этой притчи должно нас избавить от корыстного, приземлённого, скупого, потребительского отношения к Воскресшему Спасителю. А избавление от этого недостатка будет явлено в другом – когда мы будем желать милости Творца, желать света Божией благодати всем, кто находится вокруг нас, как бы мы относились к собственным детям, когда в нас действительно проснется человеколюбие, снисхождение и любовь. Вот тогда-то и над нами сбудутся слова: «Мертв был и ожил, пропадал и нашелся».

 


1 Лк. 15, 35.
2 Лк. 15, 30.
Фреска: Притча о блудном сыне.
Притча о блудном сыне
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные