Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Призвание апостолов

Проповедь на евангельское чтение о чудесном улове рыб. Человек, который стяжал милость Божию, перерастает своё послушание, и Господь даёт ему новое слово, чтобы содействовать спасению ближних.

00:12:42
Призвание апостолов
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

С воскресным днём всех, с принятием Святых Животворящих Христовых Таин.

Воскресное евангельское чтение1 повествует нам о Господе, который, видя множество собравшихся к Нему людей, теснивших Его на берегу Тивериадского озера, смотрит на лодки и входит в одну из них (она принадлежала Симону). Спаситель просит хозяина лодки отплыть несколько от берега, с тем чтобы поучать народ.

Безбрежное Геннисаретское озеро, своей чистой гладью отражавшее солнечные лучи, являлось символом Божественной любви и премудрости, каковыми и является Сын Божий. А народ, стоявший на земле, тем самым напоминал о том, что Адам был сотворён из персти земной и что мысли и чувства собравшихся людей в основном вращались вокруг земных и тленных предметов, чаяния насущного хлеба, телесного здоровья и разрешения многочисленных недоумений и скорбей.

По окончании слова Спаситель просит Симона отплыть несколько далее и закинуть сети. И тот, послушный слову Наставника, чувствует, что, несмотря на бесплодные ночные труды, невиданный улов пришёл в сети, не выдерживающие такого обилия рыб. В соседней лодке находились Иоанн и Иаков, которые помогли Симону. А тот был объят ужасом и страхом, почувствовав благодать Господню. Это состояние передалось и его товарищам.

«Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный», – произносит Симон исповедание веры и любви к Учителю, обнимая Его колени. Это не слово противления или небрежения, но крайнего изумления и страха, вызванного обилием Божественной щедрости и любви. «Не бойся, – ободряет смиренного Симона Христос, – вот, Я сделаю вас ловцами человеков». И весьма премудро Христос чрез самое рыболовство, главное занятие этих трёх будущих великих просветителей мира, соделал их самыми преданными учениками. Именно они будут свидетелями воскрешения дочери начальника синагоги, именно они подымутся на Фавор, будут созерцать Божественную славу Христа, именно они будут отозваны отдельно от прочих в Гефсиманский сад, чтобы бдеть со Спасителем. А начало этому служению Христу положено в сегодняшний день, когда изнемождённые ночным бесплодным трудом ученики Христа, послушавшись, вопреки собственному разумению, обрели то, о чём даже и думать не могли, будучи вторично позваны на служение всемирной евангельской проповеди.

У каждого из нас есть своё дело в жизни, своё послушание. Очень часто мы бываем внутренне недовольны своим жребием – там хорошо, где нас нет, – сравниваем свою долю со служением ближних и видим одни только отрицательные стороны своего дела. Но, конечно, это неправильно. Потому что есть Божественная премудрость и сила, Сын Божий, Который не то что наши дела и послушания взвешивает, Он считает каждый волос на нашей главе, то есть имеет совершенное ведение о нас: что полезно для нас, а что нет. И поэтому для верующих и молящихся людей положения, в которых они оказываются, есть дело Божественного Промысла больше, чем человеческих недоразумений.

Часто мы в наших делах познаём свою немощь, расписываемся в собственной несостоятельности, исповедуем свою ущербность. Подобно Симону и его товарищам готовы сказать: «Господи, всю ночь – всю жизнь – мы трудимся, но ничего не поймали, ничего не достигли: одни прорехи, одни дыры, одни неудачи». Однако если, подражая Симону, Иакову и Иоанну, мы внимательно слушаем слово Божие и призываем это слово в нашей сокровенной сердечной молитве, Господь свершает нечто, что превышает наше постижение, наше чаяние и опережает наши мечты. Господь входит в лодку Симона, Господь заполняет Собою, являет Свое присутствие в нашей маленькой, кажется, никому не нужной и неведомой жизни. И, зная всё в совершенстве, изрекает нам слово: «Закинь сеть в воду» – то есть продолжай трудиться со смирением, покаянием и надеждой.

И, если в человеке обретётся такая вера и такое послушание Христу, сеть наполняется рыбой, так что не выдерживает тяжести улова. Бог, как сказано в Ветхом Завете, знает, как внезапно обогатить нищего. Ибо сей камень лежит на восстание многих в Израиле. И человек, верный в малом Господу, имеющий упование на Его милости, внезапно увидит себя помилованным, обогащённым, освящённым, увидит, что всё у него получилось. А главное, припав к коленям Иисуса Христа, в тайне сердца своего с изумлением и ужасом скажет: «Господи, кто я? Я недостоин излияния Твоей любви». Подобно апостолам, которые, увидев Воскресшего Спасителя, от избытка радости и не могли воспринять сердцем то, что открылось их очам.

И когда мы справимся с нашим жизненным крестом и явимся победителями над нашими немощами, внутренними и внешними искушениями, тогда Господь изречёт нам нечто подобное, сказанное Симону: «Не бойся, Я сделаю тебя ловцом человеков». Человек, который стяжал милость Божию, перерастает своё послушание, и Господь даёт ему новые глаза, новые уши, новое сердце, новое слово, чтобы служить уже не только собственному спасению, но содействовать духом смирения, кротости, любви и молитвы спасению ближних.

Поэтому будем благословлять Господа и дарованный нам крест и искать глубины, как Петр, который в изнеможении, но из послушания закинул сеть в море Галилейское и обрёл то, чего не чаял. Смиренным Господь даёт благодать. А гордым нужно ещё помучиться немножко, чтобы понять тщету своих усилий, не связанных с надеждой на милость Божию.


1 Лк. 5, 1 – 11.
Икона на евангельское чтение
Чудесный улов рыбы
декоративная горизонтальная черта
Проповедь