Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Прямой эфир 15 мая 2012 г.

Наступила Неделя о самарянке. Как стать “колодцем Иакова”,  в котором бьёт источник воды живой? Как научиться душе получать доступ к благодати? Как справиться с отчаянием, потерей желания жить?

00:54:37
Прямой эфир 15 мая 2012 г.
Протоиерей Артемий Владимиров

Елена Путинцева. Христос  воскресе! Дорогие братья и сёстры, приветствуем вас в прямом эфире студии радио “Радонеж” и приглашаем принять участие в нашей беседе с настоятелем храма Всех Святых, что в Красном Селе, протоиереем Артемием Владимировым. Здравствуйте, батюшка. Благословите нашу беседу.

Отец Артемий.  Христос Воскресе!

Елена Путинцева. У микрофона ведущая Елена Путинцева.  Наступила Неделя о самарянке, когда мы вспоминаем беседу Спасителя у колодца Иаковля о даре Святого Духа и о воде живой, текущей в жизнь вечную. Батюшка, в своей воскресной проповеди Вы сказали, что каждый из нас является самарянкой, сидящей у колодца и беседующей со Спасителем. А сердце – это колодец Иакова. Как же научиться душе получать доступ к благодати? Как стать вот таким колодцем Иакова,  в котором бьёт источник воды живой?

Отец Артемий.  Ещё раз приветствую вас, дорогие друзья, Пасхальным приветствием. Радио “Радонеж” обращается к широким кругам своих слушателей: Христос воскресе! Как стать колодцем Иакова? А зачем им становиться, когда Бог уже сообщил этот дар сердцу каждого православного христианина? Приступит человек,  и сердце глубоко1. Ведь мы помазаны печатью Дара Духа Святого. И благодать Господня, некогда чистой голубицею отлетевшая от Адама, была возвращена нам Кровью Христовою, излившейся на Кресте и обагрившей череп праотца.

Так что Бог вложил в наши сердца новый закон. И на сердце этой благодатью начертаны Его повеления. И мы, не видя Спасителя плотскими очами, созерцаем Его живым и действующим в нас. Вселюся в них и похожду2и будут Мне дщери и сыны3, говорит Господь. Помните царя Соломона, сказавшего: «Сердце человека – глубокие воды»?  К сожалению, они не всегда чистые, но иногда – застоявшиеся, запревшие, подгнившие. «Но муж разумный, – добавляет царь Израиля, – вычерпывает их»4. Тот, кто вооружается черпаком и вычерпывает ил и всякую нечистоту из глубин сердца, раскрывает свои греховные помышления, намерения, кается перед Богом, увидит, непременно увидит эту живую воду, таинственно пребывающую там, в стоках нашей души, где прячутся словесность, совесть, где гнездится бессмертный человеческий дух. А не увидит, так восчувствует, осяжет духовными чувствилищами.

Впрочем, благодать Божия всегда пребывает в движении. Воспомянутый нами царь Соломон говорил о том, что благодать есть дух светлый, быстродвижный, проницающий собой всё земное. Дух мирный, радостный. И благодать Божия действительно не стоит на месте. Да, под лежачий камень человеческого произволения, не желающего следовать добру, благодать не течёт. Но она скрывается где-то в таинственных глубинах души, дабы обнаружить своё присутствие, уже осуждающее ленивца, на Страшном Суде.

Однако если  мы, как и предполагает Божественное Писание, удобоподвижны к добру, а не ко злу, Божия благодать льётся, скачет, по выражению пророка Исайи, в жизнь вечную. Она всегда пребывает в нас, если мы щедро расточаем неправедные богатства: телесное здоровье, слово, доброе и правдивое; руки и ноги обращаем к совершению благих дел. Если мы расточаем это земное, временное, данное нам в залог богатство, то благодать Божия взамен умножает своё необыкновенное, чудесное, удивительное и не всегда подвластное словесному описанию действие.

Поэтому душа воистину самарянка, если она знает, что в тайниках совести с ней беседует Сам Христос, и если она, оставляя нечистые дела прошлого, сердечно кается и просит: «Дай мне, Господи, воду живую!»  Если она молится, благодарит, а прежде – кается, то попутный ветер Божией благодати взвеет – и натянутся алые паруса нашей бригантины. Таким образом, весело, поступательным движением направляясь в открытое море жизни,  мы будем сознавать себя, аще и недостойны, инструментами созидающей, благой, совершенной воли Божией.

А ведь счастье заключается не в чём ином, как в том, чтобы творить волю Божью, вовремя, в необходимом объёме, с тем знаком качества, который дышит в словах: «Слава Тебе Господи! Господи, прими это деяние во славу имени Твоего!». Божия благодать, струясь, журча, осеняя, прохлаждая человеческую душу, мало-помалу сообщит уму чистоту и внимательность. И он уже не будет, как раньше, рассеиваться при словах молитвы, но будет собираться, уподобляясь стреле, выпущенной в цель. Однако это ещё не всё.

Божия благодать знаменита своим очистительным действием в отношении самого нашего сердца. Уныние, печаль, мнительность, раздражение, алчность, нечистота, всякое гордостное самообольщение, тщеславие, – и не перечислить, сколько в нас сидит всяких грехов! Божия благодать исторгнет их, высушит, вытеснит, соделает бездейственными. И напротив, напечатлеет на образе Божием чудные краски Христова подобия – смирения, кротости, терпения, радости, благодарения, рассудительности, чистоты.

Необозримы горизонты христианина, вышедшего в область духовной свободы во Христе. Нет для человека, верного Богу, ничего невозможного, если он замышляет то, что угодно Создателю и сообразно с нашей собственной немощью. Впрочем, Бог творит поверх нашей немощи, если Сам ставит нас на служение Матери Церкви. К примеру, священник стоит у престола и правой рукой крестовидно осеняет, по воле Божьей, хлеб и вино, при совершении всем народом Божественной литургии. И что же совершается? При призывании Святого Духа и словах преложения  хлеб становится Пречистым Телом, а обыкновенное вино – Кровью Христовою. Ещё древние Святые Отцы – святитель Иоанн Златоустый, а недавно у нас – святой праведный Иоанн  Кронштадтский, изумлялись непостижимости этого чуда, совершаемого не без участия бренной человеческой руки Духом Святым.

Итак, дорогие друзья, Пасха Христова – время духовного веселья, радования, когда вкупе с  Самарянкою, заглядывая в глубины своей души и очищая её Авгиевы конюшни от смертных грехов и страстей, мы с верою призываем имя Святой Троицы и обретаем действующую в нас Божественную силу, источником которой является непостижимое в Его сущности Божество. Эта благодать, окрыляющая и осеняющая человека, делается для него крыльями, хлебом, светом, дыханием. Так говорил о Духе Святом святитель Василий Великий. Ну а мы с вами прервём наше слово, потому что к нам уже пришёл вопрос.

Елена Путинцева.   Нам дозвонился ещё один радиослушатель. Мы слушаем Вас. Христос воскресе!

Радиослушатель.  Батюшка, объясните, пожалуйста, задостойник: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся…».   О чём в нём говорится? Получается, что ко Гробу Господню пришли жены-мироносицы без Богородицы. Объясните, пожалуйста.

Отец Артемий.  «Чистая Дево, радуйся. И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба». Читайте толкование блаженного Феофилакта, а прежде святого Иоанна Златоуста на  Четвероевангелие. Из них Вы узнаете, что Мария, которая ухватилась за стопы Воскресшего Христа, явившегося мироносицам, – это именно Пресвятая Дева Мария. Более того, Ей, Матери Господа, сораспинавшейся Своему Божественному Сыну, конечно же, была явлена сугубая благодать. Если Христос явился Симону на Тивериадском озере и был восстановлен в апостольском достоинстве, то неужели мог Воскресший Христос прежде не утешить Ту, Которая стала Матерью всего рода христианского? Посему не будем сомневаться: Пречистая первая удостоилась Пасхального благовествования. Она первой узрела Христово Воскресение!

Кто хочет читать об этом и черпать сведения из святоотеческих творений, рекомендую, дорогие друзья, вспомнить, что у нас  есть любимый журнал “Православная беседа”.  Этот журнал замечателен в том отношении, что он рассчитан и на простецов, и на мудрецов. Его читают и кабинетные богословы,  и домашние философы,  и бабушки с внуками. На страницах этого прекрасно иллюстрированного журнала находят себе место и проповеди, и философские статьи-размышления, и интервью с интереснейшими людьми, которые могут и хотят вложить свою лепту в сокровищницу Православия у нас, в России. Итак, подписка на второе полугодие на этот журнал проходит во всех почтовых отделениях. Я думаю, что вы, конечно же, не преминете воспользоваться нашей совершенно ненавязчивой рекомендацией.

Елена Путинцева. Батюшка, Вас спрашивают, какие книги Вы посоветуете читать о молитве?

Отец Артемий.  Встречалась ли Вам книга “На высотах духа”? Помните её автора?

Елена Путинцева. Сергей Большаков.

Отец Артемий. Ах, какая это книга! Какие живые образы подвижников  начала и середины двадцатого века запечатлел этот благочестивый русский человек! Сегодня общей известностью пользуется многотомная серия: “Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий”, составитель – Николай Михайлович Новиков. В этой книге вы можете познакомиться с высказываниями, трудами и опытом как отечественных, так и греческих подвижников, а также с замечательно простыми, мудрыми и тактичными комментариями самого составителя, настоящего новозаветного книжника.

Елена Путинцева.  Спрашивают, как справиться с отчаянием, внутренней пустотой, потерей желания жить. Если жить нечем и жизненных ценностей не осталось?

Отец Артемий.  Друзья мои, что значит: «Жить нечем, жизненных ценностей не осталось»? Неужто Христос не распинался за нас? Неужто Господь не воскрес? Неужто с Его простёртых на Голгофском Кресте рук перестала струиться в наши сердца Божественная благодать, делающая бессмертными людей, поклоняющихся Отцу в духе истины? Неужто оскудела Христова сила у Того, кто и вчера, и сегодня один и тот же? Нечем жить? Помните, в Евангелии сказано, что кто будет вкушать Плоть и пить Кровь Сына Человеческого, будет жить Им. Сам Господь говорит: «Я ваш Наставник, Учитель и Отец. Аз есмь Путь, по которому вы должны идти; Истина, Которую подобает напечатлеть в уме; Жизнь с избытком, обессмерчивающая человеческую душу». Таким образом, дорогой мой слушатель и корреспондент, восстании – и освятит тебя Христос. К «милосердным коленям» Небесного Отца упади средь душистых цветов и трав. Обыми эти стопы Господа – и Бог восставит и единым прикосновением творческого перста исцелит от уныния и предательского отчаяния страждущую душу.

Ваши слова – это жертва самолюбию, греху – ничему иному. Дай вам Бог Пасхальной благодати! А Вы приступите к Святой Чаше, как дитя, поисповедовавшись, – и Господь  возжжёт негасимую звезду Духа Святого в Вашем сознании.

Елена Путинцева.  Ещё один вопрос. Если видишь нарушения нравственных принципов, обещаний, в душе теряются основные ориентиры, как жить сбитому с пути человеку?

Отец Артемий.  Не такие уж мы легковесные всадники, чтобы кто-то мог вышибить нас из седла веры и благочестия! Не будем впадать в зависимость от обескураживающих примеров, которых столько, что, если всех слушать, на всех смотреть, – с ума сойдёшь. Вы знаете, что сейчас люди теряют веру единственно потому, что беспробудно смотрят телевизор и утопают в его отравляющей фосфоресцирующей бездне. Оставь надежду, всяк сюда входящий! Поэтому перефразируем отечественного поэта: «Светить всегда, светить везде. Вот лозунг твой и Солнца!» На тебя безотрывно взирает Христос. По выражению другого русского поэта, Его лучи согревают твоё сердце. Итак, возверзи печаль твою на Господа, и Он тебя препитает. Ты  соблазняешься тем, что священники, может быть, плохо постятся и излишне внушительных для твоего восприятия размеров? Смотри на Христа, в Котором нет единого тёмного пятнышка, и черпай у Него вдохновение, назидание и самое спасение.

Елена Путинцева.  У нас есть вопрос: как труд любви и самопожертвования определяет поведение человека в жизни?

Отец Артемий.  А так, что Баранкин становится человеком. Любовь, мы не устанем петь тебе гимны. Ты утраиваешь и даже удесятеряешь силы человека, ищущего тебя. Ты краше жемчужных ожерелий. Ты возвращаешь пожилому молодость. Ты возрождаешь Христово подобие в Его живых образах. Любовь делает лицо человека прекрасным. Глаза – источниками света. Слова – премудрыми, находящими отклик в сердцах слушающих. Любовь дарует нам ту лёгкость, о которой проповедуют облака, летящие по небосводу. Христова любовь помогает жить и на земле, и на Небе. Усладившись Христовою любовью, мы научаемся во славу Божью пользоваться всеми земными благами и не презираем их. Умело ими пользуясь, мы возрастаем в благодарности к Создателю. Любовь никогда не перестаёт. Она некогда приходит, но никогда не уходит. Лишь бы только держаться за неё, как держался за перо Жар-птицы сказочный Иванушка. Впрочем, для нас жизнь во Христе – это не сказка, но самая реальность. И всякий, делом испытывающий заповеди Христа, опытом дознаёт, что они суть учение не человеческое, а Богочеловеческое, принесены с Неба и являются той лестницей, восходя по которой шаг за шагом, мера за мерой, мы входим в Царство вечной Христовой любви, стяжание которой и является нашим смыслом и целью, и подлинным блаженством.

Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!


1 Пс. 63, 7.

2 2 Кор. 6, 16.

3 Ср.: 2 Кор. 6, 18.

4 Ср.: Прит. 20, 5.

Разговор Спасителя с самарянкой
Разговор Спасителя с самарянкой
декоративная горизонтальная черта