Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О боголюбии

Каждый человек, даже если он обременён множеством забот, должен знать, в чём состоит «благая часть». Ведь за гранью земного бытия ему уже не придётся заботиться ни о чём земном, ни о каких делах, поддерживающих его временное существование. С чем останется душа? Только с вечным алканием Божественной благодати. Поэтому нужно ухитряться и на дню находить такое святое окошко, через которое льётся свет вечности и делает душу человеческую мирной и блаженной, насыщая её словом Господним.

00:10:15
О боголюбии
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с праздником чтимой на Руси древней иконы Пресвятой Богородицы «Боголюбивая»!

История этой иконы такова: Пречистая Сама явилась святому князю Андрею Рюриковичу, потомку святого князя Владимира, получившему в русской истории прозвание Боголюбского. И очевидно, что этот замечательный единодержавный князь Святой Руси был близок к Богу, был угоден Ему, и был руководим Пречистой Девой Марией, Которая в откровении повелела ему перенести в град Владимир другую, ещё более древнюю Свою икону, именуемую и ныне «Владимирской». И в честь этого явления святому князю Царицы неба и земли написан был образ Матери Божией «Боголюбивая». На нём пред лицем Царицы Небесной предстоят чины святых — апостолы, святители, юродивые, — умоляя  Её ходатайствовать за земное колено Церкви.

Мы помним, что преподобный Серафим Саровский всего более ценил эту добродетель — боголюбие, то есть первую заповедь: «Возлюби Бога всем своим существом — и душой, и телом, и умом, и чувствами, всей крепостию; прилепись ко Христу всем своим естеством».  Он приветствовал всех приходящих к нему ласковой улыбкой и обращался ко всем: «Ваше боголюбие!»

И эта достойная Бога добродетель именуется «благой частью», по которой скучает человеческое сердце. Вспомним евангельское повествование о святых сёстрах Марфе и Марии. Конечно, Марфа думала о хорошем, — она служила Иисусу так, как понимала и осознавала свой долг, заботясь о том, чтобы приуготовить Ему, любившему её старшего брата Лазаря, трапезу. Она боялась в чём-либо погрешить и была в спешке. Очевидно, что Спаситель свершал долгое путешествие, и весь день провёл в трудах благовествования, — вот почему всё должно было быть чинно и свято.

И вдруг её сестра, Мария, выпала из команды, как бы мы сказали, и совершенно не обращала внимания на то, что и времени, и рук не хватает. Забыв обо всём, она внимала Спасителю, Который благоволил назидать её и Лазаря Своим Божественным словом. Словом, являющимся духом и жизнью. Словом зиждительным, ибо этим Словом самый мир был воззван к бытию. Этим Словом был человек сотворён по образу и подобию Божию. Это Слово, которое будет судить мир. Это Слово, несущее в себе силу Духа.

Всё это святая Мария по простоте и смирению сердца поняла, осознала, осмыслила, и для неё перестали существовать все другие заботы. О какой земной трапезе нужно являть попечение, когда Сам Спаситель мира отверзает Свои уста и благоволит насыщать хлебом небесным — Своим словом? Словом, исходящим из уст живого Бога. Словом, которым жив будет человек.

Но Марфа этого не могла ещё пока осознать и понять. И Христос, не укоряя Марфы, тем не менее засвидетельствовал, что единственное неотчуждаемое достояние человеческого сердца есть устремлённость ума и чувства к Нему, есть тайная молитва — самый короткий путь к Богу, приносящий человеку очищение, просвещение и освящение.

Вот почему каждый человек, даже если он обременён множеством забот, должен знать, в чём состоит эта «благая часть». Ведь за гранью земного бытия ему уже не придётся заботиться ни о чём земном, ни о каких делах, поддерживающих его временное существование. С чем останется душа? Только с этим вечным алканием Божественной благодати. Поэтому нужно ухитряться и на дню находить такое святое окошко, через которое льётся свет вечности и делает душу человеческую мирной и блаженной, насыщая её словом Господним.

И мы такую возможность изыскиваем, молясь на Божественной литургии, забыв всё и вся вокруг себя; или читая — пусть малое время, но приникая умом и сердцем к Божественному Евангелию; или улучая минутку полного уединения, с тем чтобы раскрыть пред Господом свою душу.

Пусть никто себя не считает Марфой, не говорит о себе: «Я — Марфа, я обречена вот так бегать по рынку, пробовать черешню, спешить домой. Я не создана для небесного, для тишины, для мира. Я — вечное движение». Дурная голова ногам покоя не даёт (это не про Марфу, конечно, а про нас). Каждый человек имеет бессмертный дух, в глубинах которого почивает Господь, и каждый человек должен уделять богообщению святую минуту дня или ночи, с тем чтобы вкушать эту «благую часть», которая и остаётся единственно неотъемлемой его собственностью. И важно прежде кончины всё-таки превратиться в Марию, с тем чтобы не случилось то, о чём русский народ говорит: «Кто здесь, на земле, мало молится, тому на том свете скучно будет».

Вот с тем чтобы нам не было скучно, когда от нас отымется всякая возможность внешней социальной активности, будемте учиться у святой Марии боголюбию, то есть умению быть единой с Единым Богом. А Мать Церковь ежедневно нам такую возможность предоставляет.

Картина Поль Александр Альфред Лерой
Поль Александр Альфред Лерой. Христос в доме Марфы и Марии
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные