Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Великая радость Вознесения

В Евангелии по Луке сказано, что апостолы вернулись с Елеонской горы «с радостью великою». Почему такая радость их осенила? Господь от них ушёл, вознёсся куда-то в неведомую даль – откуда «радость великая»? Она заключалась в обетовании Его, которое тотчас исполнилось: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века».

00:16:41
Великая радость Вознесения
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, с Вознесением Христовым!

Целую седмицу продлится праздник Вознесения, вплоть до следующей пятницы. А впереди родительская суббота — с пятницы на субботу. И воскресный день десять дней спустя Вознесения — Новозаветная Пятидесятница, праздник Святой Троицы. Будем готовиться к этому завершению Христова домостроительства — то есть всего того, что Он совершил для спасения человеческого рода. А ведь и пострадал, и воскрес Он для того, чтобы низвести благодать Святого Духа с Неба на землю, чтобы верующие в Него через Таинства Церкви обрели единение с Божеством, в чём и заключается тайна нашего спасения в Церкви.

Итак, будем готовиться с вами к празднику Святой Троицы, помня, как апостолы, на горе Елеон сподобившиеся увидеть Христа уже не просто в Божественной славе (событие Преображения), но увидевшие, как Он, воскресший Богочеловек, восходит в надмирную область, чтобы сесть одесную Отца и воспринять поклонение от Ангелов как Совершитель нашего спасения. Свидетельством чего является Его человеческое естество, навечно соединенное с Божеством и восседающее выше Ангельских сил одесную Отца.

Вчера мы говорили о том, что это событие не вмещается в наше естественное постижение: какой чести Бог сподобил человечество в целом и каждого из нас в отдельности — если только мы хотим быть Его, Господа, учениками и чадами, — вознеся в надмирную область нашу природу, которую Он и воспринял с единственной целью — заступить наше место: нас, казнимых избавить от кары; нас, мертвых, оживить и воскресить; нас, навлекших на себя праведное осуждение и проклятие, сделать благословенными в очах Небесного Отца — если только мы с любовью и верою воспринимаем этот великий дар самого Спасителя, изрекающего: «Аз есмь свет1... Веруйте во свет, да сынове света будете»2.

Вот в течение десяти дней, если у кого есть свободное время, и необходимо молитвенно вникать в эту тайну. А именно: Господь нам не просто показывает, но свидетельствует и приглашает нас наследовать уже не земное, а Небесное Отечество, дарует нам права гражданства там, где в свете неприступной славы Своей пребывает Отец и Сын и Дух Святой.

А то здесь на земле ковыряется человек, копается в своих бедах, скорбях, болезнях: «Зачем я живу, есть ли смысл в моей жизни? И что я такое вообще? Насекомое. Кому я нужен? Ничего я не могу. Может быть, лучше было бы, если бы меня не было?» Омрачение ума и сердца! Потому что, только посмотри на Христа, Который есть Любовь, распятая и воскресшая, потянись к Нему фибрами души и клеточками тела, ухватись за Его стопы, и Он из гадкого утёнка и поросёнка соделает белую лебедь — душу твою очистит, освятит, тело уцеломудрит и вознесёт его на недосягаемую высоту, душу соделает созерцательницей Своего Божества, будет собеседовать с нами, представит нас Отцу, дарует нам Утешителя Святого Духа, откроет нам все несказанные тайны неба и земли. А если мы уж совсем покоримся Господу, то сделает нас сосудом, через который в этот мир будут изливаться токи Божественной благодати.

А что может быть лучше, чем делиться? Есть ли счастье полнее, чем раздавать то сокровище, которым тебя удостоил Всемогущий Бог? Притом что чем больше раздашь этих сокровищ, тем будешь богаче и счастливее.

Вот эти десять дней нужно нам вникать в событие праздника, не думая, что это только апостолам Господь говорит: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века3... Сидите в Иерусалиме и чайте того часа, когда исполнится обетование Отца Моего и облечетесь вы силою свыше, дабы проповедовать Евангелие во всех уголках земли»4.

Замечательно, что апостолы вернулись с Елеонской горы «с радостию великою»5. Если подумать, почему такая радость их осенила? Их Господь, с Которым они дневали и ночевали, пили и ели, Который был для них всё, ради Которого они оставили всё, — от них ушёл, вознёсся куда-то в неведомую даль. Откуда «радость великая»? «Радость великая» заключалась в обетовании Иисуса Христа, которое тотчас исполнилось: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века». Это было не простое обещание. Но апостолы, возвращаясь в Иерусалим, с удивлением, а может быть, с изумлением чувствовали, что Сам Господь, оставаясь уже невидимым для их взора, таинственно с ними сопребывал в глубинах их сердца, так что с Ним можно было разговаривать, беседовать, обращаться к Нему и воспринимать Его Божественную силу.

Сам Христос апостолам обещал, что их посетит нечто небывалое. Вспомним, как говорил Христос на Тайной Вечере: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна»6 . И царь Давид за тысячу лет до этого не зря обращался к Богу с молитвой: «Радосте моя, избави мя от обышедших мя»7. И Пречистая Богородица, Которая стала проводницей в этот мир всего, о чём мы говорим, когда Бог прикоснулся к Её душе и таинственно поселился в Ней, воспела от избытка внутренних чувств: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем»8. И, если разобраться, то все мы сегодня, в большинстве своем приобщившиеся Святых Христовых Таин, восприняли Самого Господа и Его Божественную благодать, которая производит в душе это взыграние, это радование, вдохновение, благодарение, некую внутреннюю полноту, которая познается как счастье, мир, покой, блаженство.

«Ой, а я ничего такого не чувствую! Ой, это, наверное, про других, не про меня». Но пророк Исаия говорит: «Если не уверуете, не уразумеете»9. Веровать надо. Во-первых, узнать, а во-вторых, сказать: «Господи, верую, что и я сегодня — самая счастливая, самая блаженная, что Ты со мной и я в Тебе». А когда Бог с нами, то и всё человечество таинственно соприкасается с нашей душой, и мы вступаем в непостижимое единство со всеми любящими нас — и живыми, и усопшими — они нас видят и слышат! А мы говорим: «Ой, что-то мне не радостно». Это потому, что мы ещё не слишком прочистили наши глаза, не уверовали всецело, как подобает, и ещё потому, что не научились вполне отдавать, делиться той полнотой, которой Бог нас насыщает, вступая с нами в таинственное единение.

Итак, вместе со святыми апостолами десять дней нам надлежит пребывать в каком-то радостном чаянии, предвосхищении, ожидании удивительного события — в Новозаветную Пятидесятницу оно будет иметь место. Мало того, что Господь Иисус Христос есть сама благость и любовь, и мир, и свет, но Он обещает даровать нам ещё иное Лицо, иного Собеседника, иного Утешителя, Который придёт и пребудет вовек с теми, кто верует, благоговеет и просит, как сказано: «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него».

Как вот невеста, которой жених наконец-то сказал: «Женюсь! Через десять дней приеду за тобой в аул на мулах своего родителя и увезу тебя к себе. Я твой принц». И вот она десять дней готовится, примеряет наряд праздничный, прощается с подружками — вроде как и грустно, но там, впереди что-то её ждёт, так вот и христианин, душа христианская, в течение десяти дней может пребывать и здесь, и не совсем здесь, потому что за ней придёт Некто и куда-то её возьмёт и отведёт.

Куда отведёт? Об этом говорит Господь: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»11... «Там, где Я, там и слуга Мой будет»12... «Иду уготовати место вам»13. Ну в это же нужно веровать, что Господь приготовил для нас какой-то удивительный подарок неземного происхождения, что Он хочет совершить с нами удивительное чудо, хочет нас ввести в страну богообщения, «показать нам Отца», как сказано: «Видевший Меня видел Отца14. Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною»15.

«Ой, ну это такие слова — высокие, непонятные, это там, для батюшек в алтаре, а я существо земное, я иду сегодня в Макдональдс есть креветки». Ну и хорошо, одно другому не мешает, но нужно веровать, что наш Спаситель приготовил любящим Его и верующим в Него то, что на сердце содержателей Макдональдса не восходило — радость паче всех радостей.

Вот в этом ожидании, чаянии и сегодня будем делиться, дорогие друзья, радостью друг с другом.

Христос Воскресе!


1 Ин. 8, 12.
2 Ин. 12, 36.
3 Мф. 28, 20.
4 Ср.: Лк. 24, 49.
5 Лк. 24, 52.
6 Ин. 15, 11.
7 Пс. 31, 7.
8 Лк. 1, 46 – 47.
См.: Ис. 7, 9.
10 Лк. 11, 13.
11 Ин. 17, 24.
12 Ин. 12, 26.
13 Ин. 14, 2.
14 Ин. 14, 9.
15 Ин. 14, 6.
Икона: Вознесение Господне.
Вознесение Господне
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные