Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Сердце христианина – Вифлеемский вертеп

Сердце христианина – это полость, если хотите, Вифлеемский вертеп, пещера, в которой почивает Богомладенец, если только христианин желает пригласить Его воссесть на престоле своей души; если христианин стремится окружить Его тем вниманием, благоговением и любовью, как это видим на иконе Христова Рождества со стороны Пречистой Девы и святого праведного Иосифа.

00:14:48
Сердце христианина – Вифлеемский вертеп
Протоиерей Артемий Владимиров

Мы с вами свершаем отдание праздника Христова Рождества. Завтра в этом храме в семь часов славословная утреня и Божественная литургия, которая завершится тропарем, кондаком и величанием Рождеству Христову в знак завершения праздника, переходящего в праздник Обрезания Господня, когда осмодневному Богомладенцу по заповеди свыше Иосиф нарёк имя Иисус.

Все люди, любящие Церковь Божию, любящие молиться в храме Господнем, признают, что эти дни отличаются особенным покоем и миром сердечным. Действительно, с Рождественской ночи благодать Богомладенца явственно изливается от Него и согревает кающиеся человеческие сердца, притом что эта благодать не просто снисходит свыше и касается наших озябших душ, борющихся со страстями, но в сердце каждого христианина свершается таинство: Господь являет Свое присутствие изнутри нашего духа, в меру нашей веры и самоотдачи.

И действительно, сердце христианина – это полость, если хотите, Вифлеемский вертеп, пещера, в которой почивает Богомладенец, если только христианин желает пригласить Его воссесть на престоле своей души, если он кается во всём, что было Ему противно и неугодно, и стремится окружить Его тем вниманием и благоговением, всецелым покаянием и любовью, как это видим на иконе Христова Рождества со стороны Пречистой Девы и святого праведного Иосифа.

И сказанное, конечно, не есть мечтание или фантазия, или только лишь желаемое, потому что Господь свидетельствует: мы, по Его замыслу, суть храмы Божества. Христос пребывает не вне нас, но в нас; и это предмет нашей веры и убеждение, которое мы должны доводить не только до ума, но до сердца. Соответственно, христианин всегда должен устремлять ум в глубины своего духа и постигать, что Бог, Всемогущий, Всепремудрый и Всеблагой, находит место внутри нас.

Кто-то скажет: это высокие и красивые слова, но я-то знаю, что внутри меня находится: слишком уж печально всё, что я испытываю ежедневно во дни и в нощи. Да, конечно, лукавый не дремлет и пытается заполонить наше сердце, пытается взять в окружение наши ум и чувства, внедрить в нас всякую скверну, хотя не может добраться до заветной глубины, где пребывает помазание Господне – благодать Святого Духа.

Другое дело, что человек, более живущий внешними впечатлениями и не привыкший исследовать самого себя, а самое главное, больше сосредотачивающийся на своих мыслях, размышлениях, но не на молитве, которая есть устремление к Богу нашего духа, – человек, живущий более внешними впечатлениями, действительно, с трудом верит, что точка опоры для него – это Спаситель, в нём пребывающий.

Тем не менее, вера в это определят всё или почти что всё. Если я верую, что Бог, Всемогущий и Всеблагой, во мне сокрывается, то я буду соответственно формировать собственные мысли и чувства. Он всемогущ, а я пред лицем Его – полное ничтожество, я – самая малая малость, я могу лишь желать хорошего и светлого, а сил на то не имею, потому что всякое благое действие – от Господа, хотя Он и оставляет мою душу свободной в её выборе.

Соответственно, если я хочу, чтобы Господь являл Своё присутствие во мне, мне нужно всегда сосредотачиваться на этом исповедании собственной немощи, слабости, младенческой беспомощности. И человек, который культивирует это внутреннее исповедание своего ничтожества, но при этом верует во всемогущество Господа Бога, становится способным воспринять силу Божественной благодати. Божественная благодать бездействует, не действует, не проявляет себя в человеке, который убеждён в собственной потенции, силе, самому себе приписывает те или иные благие способности.

То же самое можно сказать в отношении святости Божией. Господь – источник святыни. Господь чужд всякой темноты и порока.

«Яко Бо́гъ не хотя́й беззако́нiя Ты́ еси́: не присели́тся къ Тебѣ́ лука́внуяй» (Пс. 5, 5).

А я захвачен грехом, очернён им, всё во мне уродливо и искажено, и поэтому, веруя во Святого Господа, я легко признаю себя грешным человеком, при этом самым грешным. Действительно, в очах Божиих я ниже всех, кто меня окружает. И когда я перестаю себя сравнивать с моими ближними, но устремляю очи ко Христу, то мне открывается эта тайна, возвещенная апостолом Павлом: Ты, Господи, пришел спасти грешных. Ты – взыскание погибших, «от них же первый есмь аз». И человек, который в это поверит и будет носить в сердце ощущение своего никуданегожества, нечистоты, растления, при этом уповая на Всесвятого Господа, умеющего извлекать всех из тьмы и вводить в Свой свет, получает великое благо от Создателя – дух смирения, дух неосуждения, дух надежды на Всемилостивого Творца, Который может, хочет и может очистить нас от всякой скверны плоти и духа.

Отчего ещё мучаются люди в этой жизни? Они не видят любви, по которой скучает сердце каждого человека, и этой любви тоже не имеют в себе, легко, соответственно, впадая в печаль, в уныние, в озлобление, не дай Бог, ненависть и прочие тёмные, поистине диавольские свойства.

Но христианину открывается совершенно иное: Христос Богомладенец есть любовь, распятая и воскресшая. Там, где любовь, там теплота, мир, утешение, радость, там душа греется в лучах Божественной любви. Почему мы не веруем в эту любовь, забывая Христа Спасителя, не понимая, что Он хочет нас обнять, очистить, ублажить, даровать нам Свой мир, покой? Противостоя этому миру, взирая на страшные образы его, мы и сами становимся, так сказать, зверообразными, и не видим ничего светлого вокруг себя. Некоторые люди просто с ума сходят от такого созерцания кромешной тьмы и внутри, и вовне себя.

Но Бог открывает нам Себя как любовь. Миром правит любовь. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1, 5). И поэтому, когда нам заблагорассудится помолиться и встать пред очами Господа, мы должны совершенно раскрыть своё сердце. Как малые дети, сироты, скучающие по родителям, показать Христу Спасителю наши раны, наши язвы и таким образом совершенно прильнуть к Небесному Отцу, Который во Христе нас усыновляет и хочет каждому христианину, по очищении его от гордости, злобы и похоти, даровать всю полноту Божественного утешения. Источник её — Христос Искупитель. От Него свет, радость, мир, тепло, блаженство.

И каждый из нас, когда только захочет, призван вместе с волхвами и пастухами, и Пречистой Богородицей обратиться всем существом к Спасителю, прильнуть к Нему, непрестанно призывать Его святое имя в надежде на то, что Он благосклонно Сам склонится над ним и явит ему чудо возрождения его души. Лишь бы в нем был элемент той жертвенности и преданности Господу, какие Он являет во всём совершенстве по отношению к нам, ибо отдает нам собственную жизнь, которую мы и приемлем, принимаем в Святой Евхаристии, вкушая с верою Его Пречистые Тело и Кровь.

Таким образом, каждый христианин призван прежде всего обрести правильное сознание, правильные мысли, правильные убеждения, должен веровать в то, что Сам Спаситель таинственно сопребывает с ним. «Тот, Кто в вас,– говорит апостол, –больше того, кто в мире»1  царствует – князя тьмы с его гадостями и подлостями, и дикостями. Помазание, которое мы имеем от Святого Духа, научает нас и веровать, и надеяться, и любить, и в этом христианин должен обрести непоколебимое убеждение. И тогда мало-помалу к нему придут и спокойствие, и рассудительность, и благодарение, и энергия, бодрость жизни, так что он перестанет помнить всё, как ему кажется, нехорошее, злое, перестанет смотреть исподлобья на друзей и на соседей, и будет благодарить своего Создателя.


1 1Ин. 4, 4.
Икона: Рождественский вертеп.
Рождественский вертеп
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные