Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Скажи, чтобы камни сии сделались хлебами...»

Есть такие слова: «Будет хлеб – будет и песня». А евангельская мудрость говорит: «Будет песня – будет и хлеб!» То есть человек прежде всего питается Словом Божиим, Духом Святым. Мы существа более небесные, чем земные. Основная наша потребность – не удовлетворение запросов тела, не материальные блага, а блага духовные – благодать Святого Духа.

00:25:18
«Скажи, чтобы камни сии сделались хлебами...»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с продолжающимся праздником Крещения Господня! И всех, кто сегодня принял участие в Божественной литургии и сподобился приобщиться Святых Христовых Таин, сердечно поздравляю, ибо к этому событию привыкать не должно. Речь идёт о том, что мы вступаем в теснейшее общение с нашим Спасителем – не так, чтобы забыть по выходе из храма, каких Даров сподобились, но так, чтобы благодарить Господа за этот Дар и умножать его с Божией помощью чрез смирение, молитву и милосердие.

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,

и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,

и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

(Мф. 4, 1 – 11).

Каждый раз на Божественной литургии мы слышим Евангельское чтение, которое должно оставаться в нашей памяти: эти слова Господа мы призваны помнить, ими назидать и питать душу свою. Вот сегодня евангелист Матфей повествовал о том, как после установления таинства Крещения в Иордане Спаситель сорок дней свершал пост ради нашего спасения и допустил к Себе падшего духа, который искушал Его тремя предложениями. Не зная, с Кем имеет дело, думая, что перед ним один из потомков Адама, а значит, человек несовершенный, человек, который должен подпасть под его, диавола, власть. И в этих искушениях лукавого раскрывается вся его брань против нас, потомков падшего Адама, которые, соединившись со Христом, призваны эти искушения отразить, как Христос нам заповедует: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

И для того безгрешный Богочеловек попускает лукавому искушать Себя, чтобы в нас вселилась Его, Христа, сила и премудрость, и мы, имея дело с нашей немощной плотью и с диаволом, который разжигает в нас страсти, твёрдо веровали, что победа не только возможна, но будет нам дарована, если мы у Христа Спасителя заимствуем оружие, которое Он нам даёт: смирение, рассудительность, надежду на Отца Небесного, терпение, мужество и молитву.

Итак, эти три искушения от лукавого каждый из нас должен хорошо знать, потому что все его нападки сводятся к трём соблазнам: искушение плоти, плотоугодие, плотолюбие или сластолюбие, искушение сребролюбием и искушение славолюбием или гордостью и тщеславием. Грубое искушение сластолюбием относится к чувственности, к потребностям телесным; более тонкое и опасное искушение сребролюбием относится к нашим чувствам, к нашей душе; и наиболее ядовитое искушение – славолюбием, то есть искушение гордостью и тщеславием, относящееся к нашему уму или духу нашему.

Итак, диавол, видя, что Спаситель по миновании сорока дней поста допустил до Себя немощь плоти, то есть стал алкать, жаждать, сказал: «Если Ты Сын Божий, то скажи, чтобы эти камни в пустыне сделались хлебами», побуждая Христа к избыточному чуду. Сколько камней в пустыне могло быть? Сотни, тысячи. И совершенно не было никакой нужды всю эту пустыню делать, так сказать, булочной. Лукавство диавола и заключалось в том, чтобы побудить Сына Божия свершить чудо избыточное, которое могло бы привести к пресыщению. Вспомним, что Адам и искусился этим первым грехом – вкусил то, чего ему не подобало вкушать, искусился пожеланием чрева, чувственности, заразив и нас этим грехом. Что же Спаситель ответил ему? «Отойди от Меня, сатана. Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

В книге Леонида Ильича Брежнева есть такие слова: «Будет хлеб – будет и песня». А евангельская мудрость говорит: «Будет песня – будет и хлеб!» То есть человек прежде всего питается Словом Божиим, Духом Святым. Мы существа более небесные, чем земные. Основная наша потребность – не удовлетворение запросов тела, не материальные блага, а блага духовные – благодать Святого Духа. Христиане живут по другим законам, чем сыны века сего. Сначала дух, а потом плоть.

И Спаситель посрамил лукавого, который, сам сниспав с небес, стал всецело плотью, нечистотою. И нам поэтому Спаситель оставляет закон: сначала молитва, а потом – хлеб земной. Сначала Небесная Трапеза, которой мы сегодня приобщились, а затем трапеза земная. В это нужно верить, с тем чтобы достоинство человеческой личности было в нас сохранено. Без Бога не до порога. Человек питается Духом Святым, и это не ироничное выражение, как его употребляют люди неверующие. И, напитавши себя Духом Святым, мы от Господа Бога получим всё земное.

Диавол, посрамленный Христом, затем возводит на высокую гору Спасителя и показывает Ему все царства мира сего, как вот наши многие дети (не те, которые находятся в храме, но другие), спросишь их:

– Куда вы хотите, дети, уехать, где вы хотите жить?

Они говорят:

– В Соединенных Штатах Америки.

– А что вы там будете есть?

– Чупа-чупсы и хот-доги.

И диавол показал Спасителю эти призрачные земные блага, эту славу мира сего и сказал: «Всё это принадлежит мне. Всё это я дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». Но Спаситель и здесь отогнал лукавого, говоря: «Господу Богу Единому служить подобает, а ты отойди от Меня». И это великое нам подспорье, чтобы мы никогда не прельщались земными благами, не продавали душу диаволу, не поклонялись ему тайно или явно, потому что, во-первых, он – обманщик, и всё, что на земле, Богу принадлежит, а не диаволу; а что касается страстей, таких как тщеславие, славолюбие, сребролюбие, то их мы должны отревать, зная, что человеку Бог уготовал созерцать Свою славу, как говорил Господь Отцу: «Хочу, чтобы они видели славу Мою».

Поэтому не будем мечтать об Америке, которая скоро прибежит вся к нам. Да-да-да! Не напрасно Сергей Кожугетович Шойгу сказал, что в Сибири построят пять городов. Вам смешно, а это так и есть. Для кого их будут строить? Для беженцев оттуда, из западных стран. А в Китае уже построили эти города-миллионники. И, может быть, мы с вами доживём до этих событий, когда Евразия будет принимать оттуда, из-за океана, народ, который побежит по различным мотивам и из соображений сохранения своей жизни, и будет наш континент принимать всех этих обладателей гринарт – карт для проживания в Соединенных Штатах Америки. Об этом не будем сейчас подробно говорить.

И, наконец, Спаситель, оказавшись на крыле храма, слышит от диавола призыв: «Если Ты Сын Божий, бросайся вниз, написано же: Ангелам Своим заповесть о тебе сохранити Тя во всех путех Твоих. Лукавый всегда говорит неправду, потому что эти слова девяностого псалма адресованы не к Богочеловеку, Спасителю мира, а адресованы они к грешному человеку. Действительно, бывает так, что человека хранит Господь, особенно невинных младенцев. И сохранил будущего преподобного Серафима, выпавшего с колокольни. Сохранил одну девочку, которая жила в Сокольниках. Я помню этот случай, интересная история: она спрыгнула с четырнадцатого этажа в Сокольниках. Мама наругала её, и барышня открыла окно и выпрыгнула то ли с четырнадцатого, то ли с семнадцатого этажа. Я лично это видел, был свидетелем – не того, как она выпрыгнула, а того, как она осталась жива. Мамаша эта прибежала сюда к нам, в храм Всех Святых, в девяностых годах:

– Вы можете посетить девочку, мою дочь?

– Да, а почему так срочно?

– А Вы что, не читали в газетах? Девочка выпрыгнула с семнадцатого этажа!

– Конечно, я могу! А что случилось с ней, как Бог сохранил её?

Она оттолкнулась, несчастная – доведена была мамашей, да и сама такая невыдержанная, эмоциональная, не соображала, что делает. И, оттолкнувшись, ставши ногой на ящик кондиционера, прыгнула. И, как солдатиком она падала, так упала на соседскую автомашину, только что приобретенную, SKODA OCTAVIA. И упала она, ногами прямо пробив заднее стекло. И так упала, что прямо села на сиденье машины. Машина подпрыгнула, и она вместе с ней от этого удара. Немножко голову повредила о крышу машины и локоток, когда падала на заднее сиденье, локоток задел контуры машины.

Хирург, который осматривал её, констатировал: ни одного перелома, даже шейных позвонков, ни черепной травмы. Вот только локоток был повреждён. Внутренности все на месте, сердце на месте. И когда ей сделали общую томографию, хирург сказал: «Ангел Хранитель!..» Вот единственное, что он сказал. Я эту девочку посетил на второй день после её полёта, в Сокольниках. Она лежала с раскрытыми глазами. Аппарат Илизарова у неё был на правом локотке. Я говорю:

– Дорогой парашютист! Так не надо больше делать, хорошо?

– Хорошо!

– Каешься?

– Каюсь!

И причастилась Святых Таин.

Мама с папой на следующий день повенчались. У них ещё сынок, мальчик младший был…

Вот так Господь хранит Своей силой грешных людей. А Спаситель диаволу сказал: «Не искушай Господа твоего. Так написано в Писании. Отойди от меня, сатана», – таким образом заповедуя нам не гордиться, не тщеславиться, не переоценивать свои силы. На Бога надейся, сам же не плошай. Бережёного Бог бережёт. Кредитов брать не надо – лучше попросить взаймы у добрых соседей. Если холодная погода, шапку нужно надевать, а то сейчас молодежь без головного убора выходит на мороз. И много других естественных действий мы должны свершать. «Не искушай Господа Бога своего». Смиряйся, сознавай слабость своих сил, не переоценивай себя и таким образом сохранишь и голову, и ум свой в трезвости, и сердце в мире. Спаситель наш, сокрушив диавола, таким образом, и нам дает господство над страстями. Чтобы сегодня никто из нас не объедался за обедом, нужно заранее рассчитать, сколько тебе нужно съесть. 

Многие из наших прихожан, к сожалению, не были в Третьяковской галерее, в старом её здании, на выставке русского художника Алексея Венецианова. Это чудесная выставка! Художник конца XVIII — начала XIX века даровал свободу своим крепостным. Он организовал в своём поместье школу живописи для мальчиков-крестьян, которые стали великими живописцами, преподавателями художественной академии в Санкт-Петербурге. Алексей Венецианов вырастил крестьянских мальчиков, кое-кто из них стал преподавателями в Академии, воспитавшими таких художников, как Репин, Саврасов – это ученики учеников Венецианова. А кто пойдёт на его выставку, увидит удивительные русские лица русских крестьян. Крестьянская тема тогда была совершенно немыслима: изображали в основном людей высших сословий, а Венецианов изображает детей, пашущих или боронящих землю, крестьян. И русские крестьянки на его полотнах просто как царицы и царевны. Многие помнят эти картины, школьные учебники их нам представляли: русская крестьянка с лошадками, «На пашне. Весна» называется.

И знаете, после этой выставки меняется представление о том, кто мы и что мы. Давайте всё-таки постигать русскую культуру, а то народ сейчас бросился на Врубеля – там просто сносят двери. Врубель – сложный художник, очень сложный, и в душе его была борьба света и тьмы, что отражено в его произведениях. А Венецианов имел духовника. Он выкупил семь крепостных мальчиков, закладывая собственные имения, чтобы даровать им свободу и дать им, так сказать, путёвку в жизнь. Выкупил семь мальчиков! И когда у него умерла супруга (пятьдесят один год был художнику), он уже не женился второй раз. Двух дочек своих поставил на ноги, одна стала живописцем, другая – педагогом. Просто святой человек. Его не брали в художественную академию преподавателем, потому что знали, что он за тридцать лет до отмены крепостного права относился к крестьянам как к людям, как к личностям, образовывал их. И его поэтому не брали педагогом в академию, хотя картины брали.

Один из его учеников, получивший прозвище «Сорока», Григорий Сорока, став настоящим художником, оставался крепостным. В Третьяковской галерее есть его замечательные картины: пейзажи Тверской губернии. И Венецианов просил соседа-помещика отпустить на волю этого состоявшегося художника, хотел выкупить его, а помещик был непреклонен. И когда свершилась реформа 1861 года, то этот жестокий человек отказал крестьянам. Должны были помещики выделить наделы освобожденным крестьянам, но помещик этот заломил такую цену, что они не смогли купить эти наделы. И художник Григорий Сорока написал императору Александру II жалобу, что помещик не даёт возможности купить надел, а крестьянин без земли жить не может. И спустили этот документ, и в конце концов он пришёл к этому помещику. Сейчас такое же бывает. И помещик объявил, что будет публичная порка Григория перед храмом. И этот художник, будучи уже человеком с самосознанием, творческой личностью, он не выдержал этой обструкции, экзекуции, и, к сожалению, покончил жизнь самоубийством. Такая трагическая история. Венецианов в своих дневниках тогда писал: «Правильно ли я делаю, что пробуждаю в этих мальчиках нравственное эстетическое чувство, что я помогаю им стать личностями? Потому что противоречие между их статусом крепостных и их самосознанием приводит иногда к таким трагическим последствиям».

Очень интересная выставка, уходить оттуда просто не хочется. В отличие от передвижников, которые вслед за Некрасовым избрали для себя плаксивую Музу, изображая неизбывные страдания народа, беспросветный мрак на лицах, пьяниц, каких-то истощенных нищих, в отличие от них Алексей Венецианов поэтизирует крестьянский труд, русскую деревню. Его стиль – романтическая живопись.

Картина: Искушение Иисуса Христа в пустыне.
Искушение Иисуса Христа в пустыне
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные