Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Слово о неосуждении ближнего

Не ошибётся человек, который совершенно прекратит осуждать людей и вымеривать штангенциркулем их достоинства и недостатки, говоря: «Все спасутся, все наследуют Божий рай, один я, Господи, недостойный, один я грешен пред Тобой! Но спаси мя по великой милости Твоей». Тот, кто этому будет учиться, поняв, насколько скверна и погибельна привычка наблюдать за окружающими и что-то о них про себя умозаключать, в кротчайшее время обретёт у Бога благодать.

00:12:12
Слово о неосуждении ближнего
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днём, тридцать третьим по празднике Святой Троицы, и Собором новомучеников и исповедников Церкви Русской!

Определением Архиерейского Собора 1992 года в это воскресенье мы свершим Божественную литургию и будем молиться нашим пращурам, пролившим кровь за веру Христову. Свершим и поминовение усопших, пострадавших в годину гонений.

Завтра мы будем говорить с вами о подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской, а сегодня напомним себе вопрошение Воскресшего Учителя, Который, обратившись к Симону, в час искушения отрекшемуся от своего Наставника и Учителя, спросил: «Си́моне Ио́нинъ, лю́биши ли Мя́ па́че си́хъ? Любишь ли ты Меня больше, нежели они?»  (Ин. 21, 15).

Почему Христос так поставил этот вопрос? Быть может, потому, что на Тайной Вечери, ещё не зная погибельной силы самоуверенности и соединённого с ней осуждения, пылкий и нелицемерно любивший Христа Пётр говорил: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь... Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф. 26: 33, 35). И это после того, как Спаситель предрёк, что через несколько часов в ту страшную ночь все ученики разбегутся восвояси, оставив Учителя одного.

«Лю́биши ли Мя́ па́че си́хъ?» – вопрошает Христос Петра, и тот, наученный горечью своего падения, познавший предательскую немощь падшей человеческой природы, уже не говорит так поспешно и легкомысленно, как на Тайной Вечери, но лишь отвечает со смирением: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21, 15). И в ответ был восстановлен в апостольском достоинстве, и ему препоручено было пасти овец Христовых. Эти слова Господа Иисуса Христа являются для нас очень важным свидетельством. Они учат каждого внимательного ученика Христова никогда не оценивать себя, не сравнивать себя с окружающими, ближними и дальними, и, измеряя, так сказать, наше общение с Творцом, ни в коем случае не поставлять себя среди прочих Христовых учеников и не сличать свои недостатки или достоинства с их внутренним миром.

Почему это столь опасно и так противно Божьему замыслу о нас? Потому что человек, привыкший судить о себе по другим, очевидно, себя от них решительно отделяет, решительно от них отмежевывается. Это происходит, как совершенно ясно, в случае осуждения, уничижения людей: «Я не такой, как окружающие». Но то же самое происходит, когда по ложному смирению, которое паче гордости, мы, загоняя себя в угол, как правило, гласно и на виду прочих, исповедуем собственное никуданегожество.

А ведь Христос пришёл в этот мир всех нас соединить, как малых детей, под крылами Матери Церкви. Христос разрозненных овец соединил в единое словесное стадо, разрозненные члены соделал Телом Своим, поэтому мы не должны допускать ни осуждения, ни даже внутреннего суждения о самих себе, отделяя себя от ближних, но подобает взирать единственно на Господа, Который свят и всесвят, и в свете Его благодати, струящейся в наше сердце, мы тотчас определяем себя самыми последними. Мы занимаем последнее место и нисколько не нуждаемся в том, чтобы доказывать это своему уму: это действительно так.

Евангелие, говорят святые отцы, написано именно для тебя. Не для твоего брата, не для его соседа. Но заповеди Христа обращены именно к тебе. И ещё древнейшие мужи-пустынники, стяжавшие Святого Духа, учили, а прежде сами исполняли то, чему учили: смотреть на всех окружающих людей как на Божьи создания, как на вестников воли Божией. Учили смотреть не на их недостатки, а на их достоинства. Учили видеть в каждом человеке образ Божий и познавать в нём присутствие Духа Святого. А Дух Святой соделал каждого из нас во чреве своей матери. И даже некрещёные люди зачаты не без Божьего действия, не без действия Духа Святого возросли, живут, мыслят, действуют, ожидая, так сказать, покуда благость Господня просветит их и соединит с Телом Христовым.

Итак, не ошибётся человек, который совершенно прекратит осуждать людей и вымеривать штангенциркулем их достоинства и недостатки, говоря: «Все спасутся, все наследуют Божий рай, один я, Господи, недостойный, один я грешен пред Тобой! Но спаси мя по великой милости Твоей». Тот, кто этому будет учиться, поняв, насколько скверна и погибельна привычка наблюдать за окружающими и что-то о них про себя умозаключать, в кротчайшее время обретёт у Бога благодать, потому что гордецам, склонным к суду и пересудам, Бог противится, оставляет их наедине с их собственными силами, которые всегда порочны, ибо отравлены гордыней.

А человек, который, как смиренный мытарь, не смотрит на окружающих, но смотрит, взирает единственно на Небесного Отца, милосердного и совершенного, и в свете Его благости познаёт, как низко он упал, как глубоко он, грешник, оскорбил благодать Святого Духа и сколь велика милость Божия, изливающаяся на него, едва лишь он начинает каяться – такой человек принимает от Бога, независтно изливающего Свои дары, сугубую благодать, получает прощение грехов, очищение. Бог вселяется в него энергией Святого Духа в несоизмеримой мере, сообразной лишь только со способностью его воспринять этот дар, возводит его по ступеням нравственного совершенства, делает членом Своей Церкви, орудием Своей воли, таинственно с ним сопребывает.

И это не за пост, не за продолжительные молитвы, не за внешнюю аскезу, но единственно за правильный евангельский образ мыслей: всех – и правых, и виноватых – вверить безусловно милости Божией, спасающему нас Господу, а самому встать пред лицом Спасителя как провинившееся дитя, и судить единственно себя пред взором нелицеприятного, но милостивого Судии.

Вот об этом мы и поразмышляем, слыша слова Господа: «Что, Симон Петр, любишь ли Меня больше других?» И вместе с Симоном Петром оставив, предоставив весь суд над ближними Богу, будем говорить: «Господи, Ты всё знаешь, Ты знаешь, что в глубинах своего слабого, грешного, немощного сердца я люблю Тебя». Аминь.

Картина «Покаяние», худ. Виктор Арсени.
Виктор Арсени. Покаяние
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные