Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Слово о священнике

Протоиерей Артемий Владимиров

Слово о священнике, имеющем от Христа власть вязать и разрешать грехи человеческие

Вы, конечно, помните, любезные читатели, те уроки и назидания, которые преподали нам святые праотцы Адам и Ева. Сколько заботы и подлинной родительской любви слышалось в их голосах! Как живо и убедительно их наставление! Кто из нас решится теперь легкомысленно совершать поступки, неугодные Господу, если цена их — страдания на Кресте Искупителя! Но, задаст кто-нибудь недоумённый вопрос, что делать, если человек уверовал, покаялся в грехах, крестился, стал православным христианином, вошёл в лоно Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а затем… смертно согрешил и потерял благодать Святого Духа? Как вновь обрести её? Ведь осуждать самого себя, переосмыслять прошлое, каяться пред Богом каждый из нас может и должен, но простить, исцелить собственную душу от греховных мыслей и чувств, возродить её к жизни святой и блаженной собственными усилиями не может никто!

Через кого же Милосердный Спаситель очистит и омоет наши душевные раны, удалит нагноение, наложит целительный бальзам, перевяжет повреждённое место — словом, простит нас и возродит к праведной жизни? Как имя этому духовному врачу, устами и перстами которого движет Сам Всемогущий Бог? Всякому верующему ясно, что благодать Святого Духа в Церкви струится, словно живая вода, со Креста Христова. Но кто даст нам напиться из этого неиссякаемого чудотворного источника, во оживление, исцеление, освящение и спасение души и тела? Мне кажется, что на эти вопросы я уже слышу ответ, готовый сойти с уст многих из наших маленьких читателей. Этим человеком, с радостью и уверенностью скажете вы, этим врачом духовным, посредником между Господом и чадами Церкви Его, раздаятелем Божественной благодати является православный священник, или, как его ласково называют на Руси, батюшка. Верно, дорогие, именно к нему мы пойдём на исповедь, но лишь после того, как прочитаем о наших грехах и подготовимся к таинству. Впереди труды по беспристрастному исследованию собственной души и опознанию всего, что должно быть без утайки рассказано на исповеди и оставлено навсегда у креста и Евангелия — знаках невидимого присутствия нашего Спасителя.

А сейчас обратимся к святой иконе первоверховного апостола Петра, в лице которого Господь, Основатель Церкви, даровал священникам удивительный и непостижимый дар — прощать и разрешать грехи человеческие силой имени Своего. Всмотритесь внимательнее в святое изображение прежде, чем задать доблестному ученику Христову своё вопрошение… Давайте из многих выберем лишь один, главный, вопрос, относящийся к исследуемому предмету. «Почему, о святый и славный апостоле, — с благоговением воскликнем мы, — ты держишь в руке большой ключ? Кто дал тебе его, и какую дверь ты отпираешь этим ключом?» Имеющий уши слышать пусть услышит евангельский глас всехвального и первоверховного Петра: «Когда Бог Слово обетовал создать Церковь Свою, неодолимую силами ада, Он изрёк мне и всем будущим пастырям всемилостивые слова: ...дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах1.

В день же Своего преславного Воскресения, вечером, когда мы собрались дома, заперев двери из опасения от иудеев, Иисус пришёл и, став посреди, сказал: «Мир вам!». Затем Он показал нам руки и ноги, и рёбра Свои. Мы обрадовались, увидев Господа. Спаситель же сказал вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Изрекши это, дунул и говорит нам: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся2.

После того мы пошли по всему миру и проповедовали Евангелие, убеждая каждого покаяться и креститься во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и затем принять дар Духа Святого. Но и после Крещения кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха, если мы исповедуем грехи наши. Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды.

Дети мои! Сие говорю вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». 

С благодарением приняв поучение святого апостола Петра, посмотрим теперь на священное облачение батюшки. Воистину получает он от Церкви дивный дар врачевать кающихся, разрешать совесть от грехов именем Господа Иисуса Христа. Епитрахиль – священная лента, сшитая вдвое, возлагаемая на шею пастыря Церкви и спускающаяся долу, вниз, к ногам его. Что она обозначает, на что указывает? Это есть знак апостольской власти освобождать кающихся христиан от грехов их благодатью Святого Духа. Каждый православный священник, подобно святому Петру и прочим Апостолам, ключом этой власти отмыкает для кающегося дверь Царствия Небесного, дверь милости Божией, о которой Сам Спаситель наш свидетельствует: Аз есмь дверь: кто войдёт Мною (с помощью придверника, священника, отворяющего дверь сию), тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить обрящет3. Тому, кто искренне покаялся пред священником и получил от него разрешение грехов, Владыка Христос говорит: Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь (в Царство Моё), и никто не может затворить её4.

Епитрахиль – это и образ человеческой души, похищенной у Господа демонами, этими злыми волками, и унесённой в страну греха и порока. «Погибшую овечку», бессмертную душу, добрый пастырь находит, исхищает из пасти диавола, через покаяние примиряет её с Богом, прощая и разрешая от грехов оплакивающего свои худые деяния. С великой любовью и состраданием священник пестует эту душу, помогает ей вернуться назад, в Небесное Отечество, в Церковь Божию. Батюшка уподобляется пастуху, который, возложив израненную овечку на плечи, возвращается вместе с ней из ущелья на горное пастбище, где мирно пасутся прочие овцы.

Таким образом, возложенная на плечи священника епитрахиль многое, очень многое говорит христианину, трепетно подходящему ко кресту и Евангелию, в великом таинстве Исповеди….

 


1 Мф. 16, 19.
2 Ин. 20, 21 – 23. 
3 Ин. 10, 9.
4 Откр. 3, 8.
Фреска: Святой апостол Пётр с ключами от Рая.
Святой апостол Пётр с ключами от Рая
декоративная горизонтальная черта
Глава из книги «Моя первая исповедь»




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные