Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Слово об исцелении бесноватого отрока

Исцеление от всех недугов, душевных и телесных, заключается в нашей потребности и вместе в долге благодарить Творца. Слово внутреннее и внешнее дано нам для того, чтобы возносить славу Господу. Филологи знают, что у слов «слово» и «слава» один и тот же корень. В этом отношении славяне — особый народ: в самом наименовании их племени содержится указание на вечный нравственный смысл их бытия.

00:14:21
Слово об исцелении бесноватого отрока
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Мы вступили с вами в четвёртое воскресенье Великого поста. И свершим сегодня, после причащения Святых Таин, молитву игумену горы Синайской — преподобному Иоанну Лествичнику. Этот святой отец указывает нам, что духовная жизнь христианина есть Богом данное восхождение чрез наше произвольное снисхождение. Речь идёт о смирении в очах Божиих. Эта тайна нашего снисхождения в глубины смирения и возведения нас к Горнему Престолу выражена словами Христа: «Всякий унижающий себя возвысится» (см.: Лк. 14, 11). «Смиритесь под крепкую руку Божию, — говорит апостол, — и Бог вознесет вас в свое время» (1Пет 5, 6).

Мы, готовясь к причащению Святых Христовых Таин, кратко вспомним того несчастного родителя, который всегда пребывал в состоянии вины и болезненного напряжения, тревоги и страха за своего сына — может быть, единственного сына, —  от рождения страдавшего странными и страшными припадками. В этих припадках соединились и телесная немощь — то, что мы назвали бы сегодня каким-то сбоем нервной системы, мозговой дисфункцией, —  и, очевидно, одержимость. Диавол пользовался этой хворью и видимым образом терзал отрока, а тот, находясь вне себя во время этих конвульсивных припадков, норовил утопиться, броситься в воду или в огонь.

Представим себе, в каком напряжении находились эти несчастные родители, которые не могли глаз спустить с ребёнка, ибо не знали час и минуту, когда ему станет плохо. И как они себя винили и корили, — это свойственно всем родителям. Взирая на дитя, на его нравственные или телесные недостатки, родители всегда ищут в себе ответ на вопрос: «Почему и за что это приключилось с нашим чадом?»

Можно думать, что родитель обращался и к ветхозаветным священникам, и конечно, к лекарям, но даже Христовы ученики отступили, пожимая плечами, — им не удалось вернуть этого отрока к нормальной жизни. А через их руки тогда уже свершались поразительные чудеса: мёртвые были воскрешаемы! И слух, о том, что они делали, облетел всю Палестину.

Вот с таким полуотчаянием в сердце родителя теплилась и надежда на чудо, ведь надежда никогда не умирает. И вместе с тем он уже совершенно разуверился в человеческой помощи и посредстве. С такими смешанными тяжкими чувствами и скорбями родитель приступил к Иисусу, лицо Которого сияло необыкновенным светом, ибо это имело место тотчас после схождения Христа и учеников с горы Фавор.

Мы слышали, как Спаситель велел привести к Нему мальчика, и тот ещё не подошел близко ко Христу, а нечистый дух уже поверг его наземь, послышался скрежет зубов, появилась пена на устах, тело его безобразно билось в конвульсиях. И тут свершилось, наконец, — свершилось по отчаянной просьбе родителя, сказавшего прежде: «Если можешь что-нибудь, — помоги!»

«Если можешь сколько-нибудь веровать, — отвечал Господь, —  да будет тебе по вере твоей!». И, заплакав, отец сказал: «Веруем — и за себя, и за жену, — помоги неверию нашему». И увидев эту искру надежды и веры человеколюбивый Христос во мгновение ока изгоняет злого демона — не обошлось без присутствия нечистой силы — беса немого и глухого. То есть темная сила связала телесные чувства мальчика от рождения — он что-то мычал, ничего не слышал, то есть, как бы мы сказали, аутичное имел устроение физическое, мальчик, словно мертвый, замер, а потом очнулся, и Господь возвратил родителям, не верующим еще в происшедшее, мальчика живым.

Спаситель говорил сокрушенно: «Сколько ещё буду терпеть вас?» — не только родителей и их сродников, но и учеников, которые были представителями иудейского народа. «Сколько ещё буду Я пребывать в этом роде неверном, маловерном и прелюбодейном и грешном?. Знайте, что род сей, эти страшные болезни, коверкающие, обезображивающие человеческую природу, исцеляются Мною, но от вас требуется молитва и пост». Пост как воздержание от всего, к чему прилепляется неразумный ум и сердце человека, ища в этом вещественном мире покоя и счастья, а молитва как внутреннее устремление к Источнику мира, счастья и блаженства — Живому Богу.

И мы с вами, если имеем детей, то совершенно понимаем, насколько они в их развитии и состоянии зависимы от нас и насколько наше внутреннее состояние определят их будущность, призваны глубоко переосмыслять свою жизнь и стяжевать дух молитвы и отлепляться от этого мира, который нас только манит и обманывает, и обольщает, но не приносит нам никакого успокоения и счастья.

А если детей не имеем, то, безусловно, наше собственная душа и есть описанный в Евангелии отрок. Действительно, как будто бес немой и глухой владеет нами. Глухой  — ибо мы не слышим слов Священного Писания, а если читаем, то не понимаем их, не доводим их до ума и сердца, наше внимание скользит лишь по поверхности Божиих глаголов, между тем, как они суть хлеб небесный, и дух, и жизнь. И вский, кто слышит голос Сына Божьего, еще в этой жизни оживает и воскресает душою и входит в вечность верой и любовью. А немота есть внутреннее состояние человека, который смотрит на окружающую его жизнь, разочаровывается в ней, впадает кто в уныние, кто в печаль, кто в ожесточение, кто в неверие, не понимая, что мы — существа словесные, само наше наименование, «человек», на славянском языке означает «словесное существо».

И поэтому исцеление от всех недугов, душевных и телесных, заключается в нашей потребности и вместе в долге благодарить Творца. Слово внутреннее и внешнее дано нам для того, чтобы возносить славу Господу. Филологи знают, что у слов «слово» и «слава» один и тот же корень. В этом отношении славяне — особый народ: в самом наименовании их племени содержится указание на вечный нравственный смысл их бытия.

Итак, бес немой и глухой отходит от нас, когда мы прикладываем к своему сердцу пластырь Слова Божьего, начинаем внимать этому Слову, жить им. И следствием этой терапии – питания Словом Божиим –  является наше стремление славить, хвалить, прославлять, благодарить Господа. Вот первое, а может быть, и единственное лекарство для бессмертного человеческого духа, а значит, и для души, и для тела. Нам должно, при всей нашей немощи и всей нашей ещё не изжитой греховности, благодарить милостивого Врача Небесного и земного, Который предлагает нам приступать к Святой Чаше. Как прокажённые, мы приступаем к Солнцу Правды Христу, с тем чтобы Бог снял с нас эту проказу и возвратил нам и разум, и полноту, и радость бытия.

Итак, приняв всё сказанное ко вниманию, приступим и мы, с глубоким сокрушением и вместе с тем с детской по искренности верой прося Господа свершить чудо с нами. А мы, пребывая в посильной, но сердечной молитве и в подвиге воздержания от всего того, что истощает нашу душу и приносит болезни телу, будем надеяться, что Бог очистит нас от пленения, от воздействия злых духов, вернёт нам ясный разум, мирное сердце, сделает нас, вчера глухих, слышащими, вчера немых, говорящими, как прекрасно сказал митрополит Филарет, обратившись к национальному поэту России:

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум1.

Итак, после причащения Святых Таин мы вознесём вместе с вами молитву святому Иоанну Лествичнику, и я ещё раз напомню о расписании на грядущую, предпоследнюю седмицу Великого поста, которая вся состоит из Божественных литургий ради праздников, на ней учреждённых.


1 Из стихотворения митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) к А. Пушкину
Икона: Исцеление бесноватого отрока.
Исцеление бесноватого отрока
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные