Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Об оживлении человеческого духа

Представим себе на мгновение, что этот параличный человек, который не имел возможности двинуть и перстом, – это наш собственный дух, который из-за греховного образа мысли, жизни стал почти недвижим. Мы практически не ощущаем в себе жизни Божией, а ведь она нам дарована в час нашего Крещения.

00:24:44
Об оживлении человеческого духа
Протоиерей Артемий Владимиров

Со вторым воскресным днём Великого поста! С памятью удивительного святого – Григория Фессалоникского, на котором сбылись в полной мере слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми» (Мф. 5, 16), «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» (Лк. 12, 35), «Веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12, 36), «Доброе семя, это сыны Царствия» (Мф. 13, 38),  «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1).

Всё это в полноте сбылось на святителе Григории, равно как и слова апостола Павла: «Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Фил. 2, 15).

И это не иносказание, потому что, начиная от апостолов, святого Иоанна Богослова, сиявшего Божественным светом, святого Симеона Нового Богослова – XI века, святителя Григория Фессалоникского  и преподобного Сергия Радонежского – XIV столетия, преподобного Серафима Саровского – XVIII-XIX столетия, праведных Иоанна Кронштадтского и Алексия Мечева – XX века, все истинные ученики Спасителя сияли этим Божественным несотворенным светом благодати. И все они свидетельствовали, что, невзирая на теплохладность времени, невзирая на всеобщее отступление человеческого рода от заповедей, невзирая на немощь наших сердец, друзья Христовы, если имеют веру и любовь, доброе произволение, несомненно сподобляются того, о чём Спаситель просил Отца: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17:24). «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал меня» (Ин.17, 21).

Эти и многие другие свидетельства Спасителя исполнились на святителе Григории, который уже в этой земной жизни находился во Царствии Небесном, наслаждаясь лицезрением Святой Троицы, нося в себе все дары Духа Божиего, Который являлся ему, святителю Григорию, как невидимый плотским оком Божественный свет. И в этом свете святитель Григорий обретал жизнь, мир, совершенное успокоение, блаженство, премудрость, в этом свете он обретал общение с непостижимым Творцом.

И вспомним кратко сегодняшнее евангельское чтение, которое ответит нам на вопрос: а как каждому из нас приблизиться к обретению этой полноты богообщения, которую Спаситель хочет дать каждой христианской душе, каждому Своему ученику? Речь идёт о том расслабленном, которого четыре его друга принесли в дом, где Спаситель обращал слово к народу. И не было возможности даже войти в этот дом. Тогда они, эти добрые люди, забрались на плоскую крышу дома и, желая доставить милость этому безнадёжному больному, разобрали кровлю и – неслыханное дело – спустили его на верёвках пред стопы Спасителя. А Господь Сердцеведец, всё зная, всё ведая, видя эту удивительную любовь, заботу друзей к своему товарищу, оценив, как только Бог может оценить, это усердие любви, простил человеку все его грехи, которые были причиною болезни. И сказал: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2, 11).

Это повествование говорит нам о многом. О том, что забота о ближних, любовь к ним, желание принести им пользу чудодейственны, если эти забота, любовь, внимание соединены с надеждой на милость Господа Иисуса Христа. Это повествование говорит нам о том, что Бог вменяет человеку те усилия, тот труд любви, который предпринимают неравнодушные к нему сродники, друзья, братья по вере. Это повествование говорит нам о том, что никогда наши заботы и проявление милосердия не останутся без ответа у Создателя, Который есть любовь распятая и воскресшая.

Но это повествование говорит нам ещё и о том, как каждому из нас получить, если Богу то будет угодно, то, что имел святитель Григорий Фессалоникский, – полноту общения с Божеством. И представим себе на мгновение, что этот параличный человек, который не имел возможности двинуть и перстом, – это наш собственный дух, который из-за греховного образа мысли, жизни стал почти недвижим. Мы практически не ощущаем в себе жизни Божией, а ведь она нам дарована в час нашего Крещения. Мы так слабо верим, а большей частью и не думаем, забываем, что Бог Своей благодатью присутствует в нас. Смотрим на окружающий мир, обуреваемся мыслями, желаниями, чувствованиями, живём, действуем, но зачастую внимание обращено вовне, а между тем где-то в таинственной глубине нашего духа Спаситель стучит в дверь, говоря: «Отвори Мне, дабы Я вошёл и вечерял с тобою» (ср.: Откр. 3, 20).

И рождается убеждение, что мы глубоко больны каким-то параличом, проказой, схвачены так, что без посторонней помощи нам и невозможно обрести исцеление. Но вот являются четыре друга, которые свершают за этого несчастного человека всё необходимое и достаточное, чтобы Господь явил ему, болящему, Свою милость. Спрашивается, как нам оживить свой бессмертный дух, войти мало-помалу в полноту сознательного богообщения, обрести у всемогущего, всемилостивого Господа то, что Он нам хочет дать, – прощение, очищение, освящение, вечную жизнь? Как нам соприкоснуться с этим неведомым Божественным светом, в котором и жизнь, и любовь, и спасение?

Пусть нам помощь придут эти самые «четыре друга» – речь идёт о нашем духе, который хочет, но не может обрести Спасителя без помощи этих четырех соратников. Перечислим, что это за «друзья».

Первый из них – это внимание, острие нашего ума. Мы часто с вами беседуем о том, что внимание, направление нашего ума – это определяющее слагаемое, от которого зависит успех или неудача, победа или поражение в духовной жизни. Ты – это твое внимание. От того, на что ты обращаешь внимание, и зависит, как сложится твоя жизнь и временная, и вечная. Итак, первым другом нашим пусть будет внимание, задача которого – внимать себе и внимать Христу, то есть сопрягать наше внимание со Спасителем. Попросту говоря, всегда стараться призывать Господа Иисуса Христа, пусть кратко, но внимательно и сердечно, со всей искренностью. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» – вот первое слагаемое нашего спасения.

Второе: внимание принадлежит нашему уму, а ум наш или интеллект познаётся в таких его способностях. Первое – логическое мышление: мы непрестанно рассуждаем в самих себе, иногда это называют рацио – наша способность мыслить. Второе – это память. Несомненно, это функция ума, сокровищница нашей памяти. И третье – это сила воображения, творческая сила. Нужно много потрудиться, чтобы наш ум в трёх его способностях помогал вниманию, а не мешал ему. И святые отцы говорят, что для христианина разумного нужно начать не с того, чтобы занять все эти три силы, а чтобы их на время упразднить, чтобы они не мешали нам внимать Богу. Что это значит? Логическое мышление – прекратить беседовать с самим собой, прекратить внутренние диалоги, прекратить вот эту мыслительную работу, которая нас увлекает так, что мы забываем обо всём на свете. По крайней мере, в час молитвы сказать «нет» этому нашему уму.

В Библии прекрасно сказано: «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7, 29). К сожалению, у большинства из нас вот это внутреннее собеседование с самим собой или воображаемым собеседником, собственно, и заполняет нашу внутреннюю жизнь. Есть такие слова в Священном Писании и у святых отцов: умолчи, замолчи, внимай себе (1Тим. 4, 16). И дай Бог нам понять в час молитвы, что необходимо отстранить от себя эти собеседования, чтобы ум замолчал и всецело вошёл через внимание в молитву, призывание Господа Иисуса Христа.

Но это еще не всё. У нас есть ещё и память, которая на молитве нам представляет весьма услужливо все впечатления, накопленные за прожитый день, за предшествующие годы жизни. И как часто мы уходим в эти воспоминания, и они опять-таки, как балласт, держат человека вдали от Бога. Уж если использовать память, то использовать на всё хорошее – пусть в нашей памяти живут слова Господа Иисуса Христа, Его заповеди, Его Евангелие, события Божественной истории – это вот нам может пригодиться в час молитвы, потому что Ангел Хранитель всегда напомнит нам то, что нужно именно в этот час, в этот миг человеку, боримому страстями.

И самое сложное – это мечтательность, сила воображения. Иные тут совершенно увязают, как в болоте, потому что эта наша творческая способность непрестанно порождает целую галерею образов, мечтаний, представлений, мы витаем в эмпиреях, но, чем более уходим в этот воображаемый мир, тем более отдаляемся от нашего выздоровления. И это парение ума, как называют его отцы, привычка, с которой нужно бороться ежедневно, заключая ум в слова молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!».

Итак, первое – это внимание, второе – опустошение кладовых нашей памяти, нашей мечтательности, прекращение внутренних диалогов, упрощение ума, чтобы он был простой, немечтательный, безвидный, чтобы он некоей стрелой вслед за вниманием устремился к Богу. Ум – это наш интеллект, о котором мы сказали, что он в трёх силах: мысль, память, воображение.

И ещё важно чувство – наша способность получать удовольствие и испытывать боль. Каждый знает, насколько мы обуреваемы чувствами, иногда светлыми, иногда не очень. И здесь опять-таки от молитвенника требуется совершенное обнищание – запретить самому себе поддаваться вот этим чувствованиям дурным, среди которых тщеславие, довольство самим собой, мнительность, обидчивость, раздражительность, печаль, уныние, нечистота внутренняя – всего и не перечислить. Если не положим крест на этом, так и будем мучиться всю жизнь и останемся ни с чем.

Итак, третий друг наш – это наши чувства, которым дозволено только одно – самоукорение, ощущение своей слабости, немощи. Ни на что мы не годимся, нечисты, слабы, но при этом должны исполняться веры, упования, надежды, дерзновения в молитве – всё то, что поставляет нас пред Богом.

И наконец, наша воля – как сила, стремление, способность к действию. Опять-таки человек, который хочет, чтобы всё было бы по-евойному, испытывает тяжкие страдания, потому что воля – медная стена между Богом и нами. «Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф. 26, 39) – собственно, целительное послушание и заключается в том, чтобы с удовольствием, радостью, готовностью отказываться от своих хотений, волений, исполняя не то, что тебе желается, а то, что должно.

И мало-помалу через это входить в покой Господень. Не будем продолжать нашу проповедь, но ещё раз повторим: внимание, устремлённое ко Христу, наш интеллект или умственная сила, которой должно обнищать полностью, в памяти только Господь, мечтаниям положить полный предел, логическому мышлению, бесконечным разговорам – откажем. Заполним нашу мысль одним: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня!». В чувствах – самоукорение, сознание своего недостоинства, упование на Господа, милость ко всем: и правым, и виноватым, и бояться настаивать на своём, познавая волю Господню из обстоятельств, из выполнения того, что нам поручено, отсекая всё прочее.

Вот эти самые четыре друга – внимание, очищенный наш ум, укрощённое сердце и воля, обуздавшая свои хотения, – когда соберутся вместе, то полагают пред стопы Спасителя безнадёжно больного – дух наш, сокрытый от нас самих. Спаситель, видя наши тщетные усилия, однако награждающий самомалейшее усилие человека, говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2, 11). Домом для нашего бессмертного духа является Он Сам, Христос. Одр, который берёт наш дух – это вся совокупность того, что мы мыслим, говорим и свершаем. Образ мыслей, образ жизни – всё полагаем к стопам Спасителя. И дух, соприкасаясь с областью Божества, обретает то, о чём не могут ни догадаться, ни помыслить те, кто любит лишь нынешний земной век. Через это человек и получит доступ к Богу и обретёт вечное своё жилище в свете Господнем.

Картина: Исцеление расслабленного в Капернауме.
Исцеление расслабленного в Капернауме
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные