Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Слово в Рождественский сочельник

Бог явил Свой прекрасный человеческий лик, с тем чтобы, взирая на Него, мы чрез Сына Божия обретали доступ к Небесному Отцу, — о великая неизреченная тайна, которая не вмещается в ограниченный наш рассудок, но объемлется нашим духом! И эта тайна приобщает нас великой радости, потому что Христос пришёл на землю, чтобы освободить нас от тирании греха, от рабства смерти, вдохнуть в изнемогающее человечество дыхание Святого Духа, возвратить нам утерянную свободу для добра и любви, сделать нас воистину бессмертными, приобщить нас жизни Святой Троицы.

00:09:13
Слово в Рождественский сочельник
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с пресветлым праздником Христова Рождества, уже наступившего сейчас, по окончании Рождественской вечерни!

Эта свеча, возжжённая перед иконой, знаменует Вифлеемскую звезду, которая, как мы знаем из Евангелия, опустилась с высоты небес и пролила свои лучи на Вифлеемскую пещеру, дав знак волхвам, что их путешествие завершено. И те, открывши сокровища, с радостью, страхом и трепетом поклонились Богомладенцу, воздали Ему честь как Творцу неба и земли, как истинному безгрешному Человеку, и преподнесением смирны знаменовали Его крестную смерть во искупление человеческого рода.

Мы слышали сегодня, что, повинуясь приказу кесаря Августа, святое семейство из Назарета свершило небеструдное путешествие в Вифлеем — город предков и праведного Иосифа, и Пречистой Марии. И Богомладенец был вписан во вселенскую перепись. Его имя значилось в списке имён тех, кто происходил из Вифлеема. Притом что это было не обычное земное имя, которое сами родители нарекают своему ребёнку, но это имя возвещено было свыше и Иосифу, и Пречистой Марии ангелами Господними, потому что оно принадлежало не просто человеку, но Богу, в человеческое естество облекшемуся.

Итак, Бог стал человеком. Свершилась великая тайна благочестия. «И мы видели Его, — как говорит один из учеников Христа, — и ели, и пили с Ним, и осязали Слово истины, и видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Бог явил Свой прекрасный человеческий лик, с тем чтобы, взирая на Него, мы чрез Сына Божия обретали доступ к Небесному Отцу, — о великая неизреченная тайна, которая не вмещается в ограниченный наш рассудок, но объемлется нашим духом! И эта тайна изливает из себя свет и приобщает нас не просто радости, а великой радости, потому что Христос пришёл на землю, чтобы освободить нас от тирании греха, от рабства смерти, вдохнуть в изнемогающее  человечество дыхание Святого Духа, возвратить нам утерянную свободу для добра и любви, сделать нас воистину бессмертными, приобщить нас жизни Святой Троицы.

И, конечно, слыша о том, что имя Иисуса Христа попало в списки живущих в Вифлееме, мы должны понимать, что имя Христово, имя сладчайшего Иисуса должно быть записано, запечатлено, внедрено в самое наше сердце. Как некогда Моисей на горе Синай получил для всего человечества каменные скрижали, где десницей Божией были высечены заповеди, главные из которых: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 27), — так и на наших сердечных скрижалях должно быть высечено имя Иисуса Христа, потому что в любви ко Христу — исполнение обеих ветхозаветных заповедей: Он и Бог, и Человек.

Он есть самый ближний наш. Бог ближе к нам, чем собственные наши родители по плоти. Божья благодать ближе к нам, чем воздух, которым мы дышим, и свет, который нас осиявает. Бог есть самое родное для нас существо, в общении с Которым — и вечная жизнь, и пища, хлеб, питие, и веселие, и бессмертие для человеческой души.

Господь соделался для нас всеисцеляющим лекарством, — только бы мы познали Его, полюбили Его, прилепились к Нему, Им дышали, Его славословили, Его силою исполнялись, носили Его в себе, как Пречистая Дева Мария носила сначала в Себе, а потом и на Своих руках Богомладенца.

Таким образом, праздник Христова Рождества возвещает нам самую цель и смысл нашего земного бытия. К сожалению, даже сегодня на исповеди священники слышали вопрос от кающихся: «Зачем я живу? Для чего я родился? Каков смысл моего существования? Что мне делать? Кто виноват в том, что мне нечего делать?» И прочее, и прочее. Все эти вопросы сами собою растворяются и исчезают, когда мы, устремляя взор на икону Спасителя, слышим, как Божья благодать говорит в нашем сердце: «Вот Он — Альфа и Омега, начало и конец твоего бытия! Вот Тот, Кто тебя воззвал к бытию. Тот, Кто слепил втайне твоё сердце. Кто вдохнул в тебя Свой невидимый образ. Кто в тебе невидимо, но явственно пребывает с момента Крещения. Вот Тот, Кто исполняет тебя силами, Кто является смыслом, истиною, ради которой ты живёшь и дышишь. К Нему прилепись, Его полюби, к Нему прильни, с Ним не расставайся, Его святое Имя, как жемчужину, сокрой в своём сердце, и всё тебе Бог откроет: и кто ты, и что ты, и чего ради тебе дан драгоценный дар жизни. И ты обретёшь сегодня и сейчас и смысл, и счастье, и блаженство»... И, как сказал поэт:

И Божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.1

Кто этого не понимает, тот да поймёт, а кто понимает, тот молодец.


1 А. С. Пушкин.
Новгородская икона XII века
Спас Нерукотворный. Новгородская икона XII века
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные