Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Сокровенная клеть души человеческой

Проповедь на евангельское чтение о фарисеях. Их духовная болезнь есть лицемерие – изображение благочестивых действий и чувствований, которые на самом деле отсутствуют в душе.

00:20:14
Сокровенная клеть души человеческой
Протоиерей Артемий Владимиров

Месяц август в России месяц трагический – мы судим об этом по многочисленным потрясениям, которые претерпела Россия. Кое-кто, может быть, помнит август 92-го года – мы служили здесь, в Красном Селе, когда слышались артиллерийские залпы, громыхание орудий, и рушилась, казалось бы, непоколебимая держава.

Вот и сейчас, в августе, белорусский народ в течение уже нескольких месяцев подвергается «нападению». Через средства «массовой дезинформации», через интернет, через всякие мнимые протесты, цинично проплаченные. Отработана технология этих безообразных майданов. Мы должны молиться о том, чтобы с помощью Божией и с помощью России, запутавшийся вконец тамошний руководитель понял, что жизнь ему может сберечь только единение с отечеством. И, вопреки вою малых государственных образований – Польши, Литвы, Латвии, которые хотели бы предварить свой собственный крах за счет разграбления уютной, чистой Белоруссии (однако без России не имеющей шансов на сохранение своей земли), вопреки всем этим усилиям, дай Бог, благодаря нашему президенту, который умеет действовать решительно, не произошло в Белоруссии того крушения, которое произошло на Украине в 14-м году. Сложность заключается в том, что тамошний президент десятилетиями сам провоцировал и взращивал в умах и сердцах молодежи дух отчуждения от Великороссии, и нынче пожинает эти плоды. Но дело, конечно, не в нём, а дело в братском православном народе (в лице своих дедов и прадедов истреблённом на две трети), который не заслужил судьбы Руины Украины. И поэтому будем молиться потихонечку (а молитва каждого человека имеет пред Богом большой вес), чтобы нам отразить эту атаку – а нацелена она на самом деле на Россию – и чтобы мы с вами дожили до внешнего единения России и Белоруссии, что будет спасительно и для них, и для нас.

Сегодня мы слышали два чтения – за сегодняшний и за завтрашний день. Это одно из самых горьких и грозных обличений Спасителя, направленных против тех, кто всё своё мнимое богоугождение полагал и находил во внешних знаках, внешнем по букве, но не по духу, служении Всевышнему. И всякий раз, когда мы читаем эти «Горе вам, книжницы и фарисеи»1, то, конечно, должны думать не только о тех иудеях первого столетия, память о которых с шумом погибла, но и о нас, потому что их духовная болезнь, их закваска есть лицемерие – изображение благочестивых действий и чувствований, которые на самом деле отсутствуют в душе: на языке мёд – под языком лёд, вовне всё прекрасно, а в глубинах души отвратительно. И эта опасность, безусловно, подстерегает каждого христианина.

И, кратко сказать, несчастье фарисеев и книжников (а они были, есть и будут) состоит в том, что дом их души остается пустым. Горница сердца выметена, украшена, но нет в ней главного – направления мыслей и чувств ко Христу. Соответственно, сердце обнажено от Божественной благодати, в нём пусто и темно, потому что не занята душа единым на потребу, не уподобилась она евангельской Марии, которая, как мы помним, сидела у стоп Иисуса Христа, взирала на Спасителя и впитывала в себя каждое слово, исходящее из Его уст.

Для нас с вами это означает, что душа должна видеть Невидимого, поклоняться Отцу в духе и истине – то есть сосредотачивать своё внимание на призывании имени Христова. И через призывание имени Господа: «Иисусе Христе, помилуй мя!» ученик Христов будет всегда пребывать внутри собственного дома – будет пребывать умом в глубинах своего сердца. Называется эта добродетель внутрь себя смотрение или внутрь себя пребывание – это и есть то, о чем говорит Господь: Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, тогда и всё внешнее будет чисто. То есть все наши действия, поступки, слова, движения, внешность, обхождение, поведение, всё будет Богу угодно, если мы будем чистильщиками собственного сердца, если будем всегда смотреть внутрь себя, а не вовне. И, таким образом, будем заниматься невидимой никому работой – наблюдая за своим сердцем, будем бороться, отсекать, изгонять из души все возникающие в ней мысли, образы и худые чувства. Едва лишь кто отвлечется от этой деятельности, как тотчас лукавый приводит собой семь злейших духов и берет в полон бессмертную человеческую душу – заполняет её гордость, тщеславие, осуждение, неприязнь, мечтательность, праздные образы, пристрастия к земному, недоброжелательство, осуждение, печаль, уныние и всё прочее, что несообразно с верой и благочестием.

Фарисей слепой, очисти внутренность чаши. То есть разумный христианин должен все свои душевные и телесные силы направлять внутрь самого себя, непрестанно чувствовать, исповедовать свою немощь, греховность, нечистоту и молиться в тайне для других: «Боже, милостив буди ми, грешному! Господи, Иисусе Христе, очисти и помилуй мя!», совершенно забыв о всех и вся вокруг себя в отношении их недостатков, но взирая на окружающих людей как на Божиих посланцев, как на ангелов, как на Самого Христа Спасителя, Который таинственно почивает в каждой крещеной душе. Преподобный Серафим Саровский из собственного опыта говорит: если ты как следует молишься и каешься, то тебе уже просто не хватит времени наблюдать за окружающими, судить и рядить об их недостатках.

И какие слова говорит Господь: Вы комара отцеживаете, а верблюда пожираете. Святые отцы говорят, что комар, которого фарисеи отцеживали, это был Варавва-разбойник, которого иудеи просили отпустить на свободу, а верблюд (сравним комара и верблюда), которого они пожрали, – это Господь Иисус Христос, осужденный ими, фарисеями и книжниками, на смерть. И обидно бывает и скорбно, когда христианская душа заботится о том, чтобы принести десятину от тмина, аниса и прочих растений, а забывает суд – то есть рассуждение, милость и веру. Действительно, когда мы становимся судьями окружающих нас, когда думаем лишь о красе ногтей, чтобы всё по внешности у нас выглядело благопристойно, но при этом оставляем в забвении наше сердце, наши помыслы, наши чувства, то превращаемся мы в раскрашенные гробы, украшенные кистями, но исполненные внутри костей и мерзости, и зловония. И человек, который становится буквой, забывая дух, неприметно для себя доходит до отвержения и ненависти в отношении Христа Спасителя. А если ты не любишь брата своего, за которого умер Христос, то ты стоишь спиной в отношении Господа, пришедшего в этот мир, чтобы спасти брата своего. И, действительно, лакмусовой бумажкой нашего духовного состояния является не что иное, как наши расположения в отношении тех, кого мы видим и с кем общаемся ежедневно.

И как те фарисеи украшали гробницы убитых немилосердным образом Христовых пророков, убитых их предками и, таким образом, невольно свидетельствовали о себе как о продолжателях дела тех древних нечестивцев, так и мы, если по глупости, по неразумию, по невниманию допускаем в свою душу помыслы неприязни, злобы, осуждения, не дай Бог, ненависти, являемся невольно христоубийцами, от чего да сохранит Бог каждого из нас.


1 Мф. 23, 29 – 39.
На фреске: обличение фарисеев Господом Иисусом Христом.
Обличение фарисеев
декоративная горизонтальная черта
Проповедь