Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Сокровенная клеть души человеческой

Проповедь на евангельское чтение о фарисеях. Их духовная болезнь есть лицемерие – изображение благочестивых действий и чувствований, которые на самом деле отсутствуют в душе.

00:20:14
Сокровенная клеть души человеческой
Протоиерей Артемий Владимиров

Сегодня мы слышали два чтения – за сегодняшний и за завтрашний день. Это одно из самых горьких и грозных обличений Спасителя, направленных против тех, кто всё своё мнимое богоугождение полагал и находил во внешних знаках, внешнем по букве, но не по духу, служении Всевышнему. И всякий раз, когда мы читаем эти «Горе вам, книжницы и фарисеи»1, то, конечно, должны думать не только о тех иудеях первого столетия, память о которых с шумом погибла, но и о нас, потому что их духовная болезнь, их закваска есть лицемерие – изображение благочестивых действий и чувствований, которые на самом деле отсутствуют в душе: на языке мёд – под языком лёд, вовне всё прекрасно, а в глубинах души отвратительно. И эта опасность, безусловно, подстерегает каждого христианина.

И, кратко сказать, несчастье фарисеев и книжников (а они были, есть и будут) состоит в том, что дом их души остается пустым. Горница сердца выметена, украшена, но нет в ней главного – направления мыслей и чувств ко Христу. Соответственно, сердце обнажено от Божественной благодати, в нём пусто и темно, потому что не занята душа единым на потребу, не уподобилась она евангельской Марии, которая, как мы помним, сидела у стоп Иисуса Христа, взирала на Спасителя и впитывала в себя каждое слово, исходящее из Его уст.

Для нас с вами это означает, что душа должна видеть Невидимого, поклоняться Отцу в духе и истине – то есть сосредотачивать своё внимание на призывании имени Христова. И через призывание имени Господа: «Иисусе Христе, помилуй мя!» ученик Христов будет всегда пребывать внутри собственного дома – будет пребывать умом в глубинах своего сердца. Называется эта добродетель внутрь себя смотрение или внутрь себя пребывание – это и есть то, о чем говорит Господь: Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, тогда и всё внешнее будет чисто. То есть все наши действия, поступки, слова, движения, внешность, обхождение, поведение, всё будет Богу угодно, если мы будем чистильщиками собственного сердца, если будем всегда смотреть внутрь себя, а не вовне. И, таким образом, будем заниматься невидимой никому работой – наблюдая за своим сердцем, будем бороться, отсекать, изгонять из души все возникающие в ней мысли, образы и худые чувства. Едва лишь кто отвлечется от этой деятельности, как тотчас лукавый приводит собой семь злейших духов и берет в полон бессмертную человеческую душу – заполняет её гордость, тщеславие, осуждение, неприязнь, мечтательность, праздные образы, пристрастия к земному, недоброжелательство, осуждение, печаль, уныние и всё прочее, что несообразно с верой и благочестием.

Фарисей слепой, очисти внутренность чаши. То есть разумный христианин должен все свои душевные и телесные силы направлять внутрь самого себя, непрестанно чувствовать, исповедовать свою немощь, греховность, нечистоту и молиться в тайне для других: «Боже, милостив буди ми, грешному! Господи, Иисусе Христе, очисти и помилуй мя!», совершенно забыв о всех и вся вокруг себя в отношении их недостатков, но взирая на окружающих людей как на Божиих посланцев, как на ангелов, как на Самого Христа Спасителя, Который таинственно почивает в каждой крещеной душе. Преподобный Серафим Саровский из собственного опыта говорит: если ты как следует молишься и каешься, то тебе уже просто не хватит времени наблюдать за окружающими, судить и рядить об их недостатках.

И какие слова говорит Господь: Вы комара отцеживаете, а верблюда пожираете. Святые отцы говорят, что комар, которого фарисеи отцеживали, это был Варавва-разбойник, которого иудеи просили отпустить на свободу, а верблюд (сравним комара и верблюда), которого они пожрали, – это Господь Иисус Христос, осужденный ими, фарисеями и книжниками, на смерть. И обидно бывает и скорбно, когда христианская душа заботится о том, чтобы принести десятину от тмина, аниса и прочих растений, а забывает суд – то есть рассуждение, милость и веру. Действительно, когда мы становимся судьями окружающих нас, когда думаем лишь о красе ногтей, чтобы всё по внешности у нас выглядело благопристойно, но при этом оставляем в забвении наше сердце, наши помыслы, наши чувства, то превращаемся мы в раскрашенные гробы, украшенные кистями, но исполненные внутри костей и мерзости, и зловония. И человек, который становится буквой, забывая дух, неприметно для себя доходит до отвержения и ненависти в отношении Христа Спасителя. А если ты не любишь брата своего, за которого умер Христос, то ты стоишь спиной в отношении Господа, пришедшего в этот мир, чтобы спасти брата своего. И, действительно, лакмусовой бумажкой нашего духовного состояния является не что иное, как наши расположения в отношении тех, кого мы видим и с кем общаемся ежедневно.

И как те фарисеи украшали гробницы убитых немилосердным образом Христовых пророков, убитых их предками и, таким образом, невольно свидетельствовали о себе как о продолжателях дела тех древних нечестивцев, так и мы, если по глупости, по неразумию, по невниманию допускаем в свою душу помыслы неприязни, злобы, осуждения, не дай Бог, ненависти, являемся невольно христоубийцами, от чего да сохранит Бог каждого из нас.


1 Мф. 23, 29 – 39.
На фреске: обличение фарисеев Господом Иисусом Христом.
Обличение фарисеев
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные