Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Свет Твой присносущный

В отличие от апостолов, мы не свершаем восхождение на Фавор. Но Божья благодать влечёт нас, ежедневно стучится в створки нашего сердца, побуждая нас всецело отдаться Промыслу Господню, всецело прилепиться умом ко Христу Спасителю, пойти туда, куда Он нас зовёт – в царство смирения, кротости, чистоты, где свершается непостижимое чудо: свершается в свете неприступном волей Творца очищение и освящение нашей природы.

00:17:58
Свет Твой присносущный
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Избранные апостолы, Пётр, Иаков и Иоанн, более всего являвшие добрую ревность и любовь ко Христу, свершив вслед за Учителем восхождение на гору Фавор, сподобились того, что Он тайно завещал им: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём» (Мф. 16, 28). Мы познаём из всего произошедшего на Фаворе и из этих слов Господа, что Царство Небесное не есть некоторое закрытое от нас ныне пространство, иной мир, но есть Божественная благодать – вечная энергия Божества, сияние славы Божией, энергия, которая соприкасается с нами уже здесь, в этой земной жизни, и является, как залог и аванс, достоянием каждого крещёного человека.

Однако иные вовсе не думают об этом Даре Святого Духа, и поэтому не знают Его, не ведают, не чувствуют, не понимают. Другие умом как бы признают, что Бог нам таинственно соприсутствует, но всё-таки по маловерию представляют Его бесконечно далёким, пребывающим где-то вне нас. Третьи как-то молятся и исполняют понимаемые заповеди, но редко-редко когда опускаются умом к этому роднику, сокрытому в глубинах нашей души. 

Это происходит по причине многозаботливости ума, из-за непривычки искать Господа в молитве, привычки растекаться мыслию по земному древу вследствие скованности сердца многоразличными страстями, которые почитаются чем-то естественным для человека: например, чувством собственной значимости, раздражительностью, печалью, с которой так легко сродниться, но от которой так нелегко освободиться.

В отличие от апостолов, мы не свершаем восхождение на Фавор. Но Божья благодать влечёт нас, ежедневно стучится в створки нашего сердца, побуждая нас всецело отдаться Промыслу Господню, всецело прилепиться умом ко Христу Спасителю, пойти туда, куда Он нас зовёт – в царство смирения, кротости, чистоты, где свершается непостижимое чудо: свершается в свете неприступном волей Творца очищение и освящение нашей природы.

Апостолы по Промыслу Господню сполна познали эту тайну, когда несотворённый, вечный, мягкий Божественный свет (а этот свет есть одновременно и мир, и жизнь, и любовь, и следовательно, сам Бог) осенил их подобием светлого облака, так что они совершенно забыли вещественный мир и всё, что осталось там, у подножья горы Фавор. Они созерцали лишь Христа, не внешними очами, но сердцем, имея с Ним существеннейшее единство, которое дало им постижение непостижимого блаженства. Между тем Пётр, сам не понимая, что говорит, изрёк: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4), подразумевая: будем здесь, в этом Царстве Божественного света, мира и любви, с Тобою, а мир земной нам больше не нужен.

Замечательно, что эти три апостола, сподобившись боговидения, обретя зрячую, горячую, спасающую веру во Христа-Богочеловека, получили запрещение кому бы то ни было рассказывать о том, что им открылось. Понятно, почему: кто мог вместить из обычных людей, из тех, в ком ещё не родилась такая беззаветная любовь ко Иисусу Христу, кто мог  вместить, опознать, понять это свидетельство? Безусловно, никто.

Но лишь свет Христова Воскресения, однократно разогнавший мировую тьму греха, приобщив десятки, потом сотни, потом тысячи, потом сотни тысяч людей к свету Боговидения, дарует ученикам способность всё это воспринять и принять, и уверовать в то, что Свет Присносущный льётся от Креста и от Христа и таинственно воздействует на людей, прогоняя демонов, укрощая страсти, просветляя ум, умиряя сердце, уцеломудривая тело, даруя существеннейшее единение с Господом, что является спасением.

Эти три апостола имели различную судьбу, хотя все они, конечно, сокрыли в сердце своём не просто память о переживании опыта соприкосновения с Божественной благодатью, а гораздо большее. Хотя, конечно, страшные события Гефсиманской ночи и затем распятие Христа, когда померк даже видимый свет, запечатлелись в сердцах учеников. Один из них даже, по малодушию и вследствие тайного самолюбия, от которого впоследствии совершенно избавился, устами отрёкся от Спасителя. Тем не менее этот Свет незримый в сердцах Петра, Иоанна и Иакова, конечно же, сопребывал и являл им Свое присутствие, особенно по Воскресении Христовом, ведь все они стали свидетелями явления Христа во свете вечном.

Апостол Иаков стал первой жертвой диавольской злобы, стал первым свидетелем, пролившим кровь за Христа от рук Ирода Антипы. Он был усечен мечом по навету зломрачных иудеев, своих соплеменников. И, конечно же, в час кончины этот Свет таинственно явился апостолу Иакову. Апостол и сам был носителем Божественного света и доблественно перешёл в лучший мир с торжеством веры, победившей всю мировую тьму. 

Так же и Пётр, когда горько плакал и сокрушался об отречении, по преданию, увидел на себе взор Господа, Который был в это время заточен на втором этаже в доме первосвященника. И когда Пётр увидел устремлённые на него, апостола, очи, исполненные Божественной любви, свет этой любви тотчас проник в ожесточившееся было, помрачённое грехом сердце Симона, и он мгновенно, духовно припав к стопам Спасителя, обрёл прощение. Впоследствии Пётр был восстановлен в апостольском достоинстве, от имени прочих главенствовал на апостольском соборе, был носителем неодолимой благодати Христова Воскресения и, уже наставляя христиан в вечном городе Риме, вновь сподобился явления ему Христа, Который нёс на плечах Крест. Это явление было ему сигналом к принятию самим Петром мученической кончины, ему предсказанной Воскресшим Господом на Тивериадском море. Апостол, ещё будучи во плоти, уже находился в Царствии Небесном, то есть был осиян Божественным светом, и своей смертью он, будучи распят на кресте вниз головой, прославил Господа, прославил как победитель.

И, наконец, святой Иоанн, замечательная чистота, смирение и послушание которого Богородице соделали его богом с маленькой буквы на земле. Он был настолько пронизан Божественным Фаворским светом, энергией Святого Духа, что никакие злоухищрения диавола, никакие орудия пыток не имели успеха не только в отношении его чистой души, но и его непорочного тела. В буквальном смысле он напоминал несогрешившего Адама, которого ни огонь не брал, ни вода не топила, ни земля не поглощала. Святой Иоанн оставил нам в наследство три своих послания, в одном из которых он говорит: «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2, 10 – 11).

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1, 1 – 3).

Несомненно, что слава, осиявшая столетнего апостола, лишь на малое время дала ему почить, а затем воскреснуть. Некая тайна окружает имя святого Иоанна Богослова, ибо он был взят живым, как Илия-пророк, с тем чтобы ещё явиться на земле и вкусить смерть во времена антихриста. 

И, приступая к Святой Чаше, мы должны всем сердцем веровать, что Плоть и Кровь Христовы, Его дух и душа, которые мы принимаем в Таинстве Причащения, и соединённое с ними Божество в нас являются источником Божественной милости и просвещения. Кто с глубоким покаянием, пусть весь израненный скорбями, немощами своими, приступает ко Христу, к Святой Чаше, должен вспоминать слова Самого Господа: «И воссияют праведники, подобно солнцу, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43). Праведники – это те, кого Бог оправдывает, кому вменяет Свою праведность через покаяние и участие в Святой Евхаристии. О них говорится в Священном Писании, что «светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло» (Мф. 6, 22). Под телом Священное Писание подразумевает не столько наше вещество, естество телесное, сколько всю нашу жизнь – ум, сердце, душу, тело, весь круг нашего бытия, а под светильником –  веру. Следовательно, и нам надо сегодня взойти на Фавор, имея только веру. Приходящему к Богу подобает веровать, что Он есть – Живой, Спасающий, и воздаёт каждому по делам его. И мы каемся в наших грехах и просим, чтобы Господь всем нам явил сегодня милость и радость Преображения Своего.

Икона: Преображение Господне.
Преображение Господне
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные