Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Светлая седмица

Мы с вами, подобно одиннадцати ученикам Спасителя, не могли не скорбеть по причине вынужденного отдаления от любимых нами храмов и алтарей. Но и нам паче чаяния явлена была благодать Воскресшего.

00:13:50
Светлая седмица
Протоиерей Артемий Владимиров

Христос Воскресе!

«Воистину Воскресе Христос!» – в ответ я слышу из многих и многих уст пасхальное приветствие. Мы обратимся с вами, дорогие друзья, в эти праздничные дни к Священному Писанию Нового Завета – к евангелистам, каждый из которых по-особенному рассказывает о явлении апостолам, мироносицам Воскресшего Господа Иисуса Христа.

И неслучайно в самый пасхальный день Светлого Воскресения вечером слышится повествование о том, как Господь явился ученикам при затворенных дверях Сионской горницы. Сбившись вместе, как испуганные овцы, лишённые своего Пастыря, и, казалось, навеки, они вздрагивали от каждого шороха, шума и треска, с часу на час ожидая явления – не Спасителя – таких мыслей у них даже и не было, – но вторжения в их укромную обитель слуг первосвященников, стражников храмовых. Слишком хорошо знали ученики Христовы, что такое месть синедриона, были слишком осведомлены о стиле, почерке, характере его действования.

И поэтому, оставив всякую надежду и, соответственно, молитву ко Господу, они, погружённые в глубокую печаль, если не отчаяние, так находили малое утешение – приклонившись друг ко другу. И вдруг услышали: «Мир вам!». Божественное преподаяние благодати им ниспослал их возлюбленный Учитель, явившийся нежданно-негаданно живым в том самом теле, которое было пригвождено ко Кресту, прободено копием, а прежде подвергнуто немилосердным истязаниям со стороны легионеров.

Господь, в уже прославленном, воскрешенном, нетленном (то есть не доступном для страданий, одуховленном) теле, является Своим чадцам, деткам и преподает им мир, возрождая, обновляя, освящая их души, изгоняя помыслы отчаяния, неверия, ропота. И те, не веря своим глазам, взирают на Явившегося, помышляя в себе: «Кто это? Призрак, привидение, бред их расстроенного и пришедшего в изнеможение от печали ума? Или?..»

«Мир вам!» – вторично Господь ниспосылает им Божественную благодать, укрепляя на будущую брань и сражение с лежащим во зле этим видимым миром, с озлобленными иудеями, с циничными и плотоядными язычниками. Они, эти одиннадцать, казалось, растерявшие все уроки, полученные от Господа Иисуса Христа, теперь укрепляются свыше благодатью Духа Святого.

И мы с вами, дорогие друзья, все ученики Спасителя двадцать первого столетия, не могли не скорбеть по причине вынужденного отдаления от любимых нами храмов и алтарей. И мы духом печалились, потому что помышляли в эту прошедшую Светозарную ночь о Святой Чаше, желали больше жизни приобщиться Пречистых Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Но и нас не забыл Отец Небесный – Бог всякого утешения и щедрот, и нам паче чаяния явлена была благодать Воскресшего.

Вы помните, как когда-то в истории армянские клирики, сговорившись с турками, воспрепятствовали иерусалимскому патриарху войти в Кувуклию накануне схождения Благодатного Огня в Великую Субботу, думая обманом и лукавством стяжать Божий дар? И патриарх православный плакал тогда вне Кувуклии, подобно Марии Магдалине. Обманутый, обесчещенный, он стоял вовне и отдавал свою скорбь Господу, по слову псалмопевца Давида «Возверзи на Господа печаль твою, и Он тебя препитает»1. И свершилось, свершилось предпасхальное чудо: Божественный Огонь, который ранее сходил на настил каменный, на Гроб Христов внутри Кувуклии, в этот раз вышел из колонны, украшающей портал Кувуклии совне. И память об этом до сих пор видна в треснувшей и опаленной колонне, в чём может убедиться всякий поломник и турист, посещающий Иерусалим и святилище Храма Господня.

И свечи сами собою зажглись в руках плачущего патриарха, и явлено было всемирное чудо Православия. И поруганы были ереси и все отклонения преступные от чистоты нашей веры, запечатленной кровью апостолов, подвигом святителей, слезами, потом преподобных отцов.

Так вот и ныне, дорогие мои, мы, осиротевшие чада Матери Церкви, вынуждены были пребывать в наших жилищах, в наших квартирах и со скорбью вспоминать слова псалмопевца Давида:

Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его2;

Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих.3

Возжелал я един день провести в храме Господнем, нежели многие дни в селениях грешников.

И снизошла благодать Воскресшего – Он, Спаситель, явился каждому из нас, как предстал некогда Пречистой Деве Марии, утешил Своим явлением безутешно плакавшую Марию Магдалину, благовествовал Воскресение Свое Луке и Клеопе – путникам, которые шествовали из Иерусалима в Эммаус, восстановил отрекшегося Симона в апостольском достоинстве, и тот вновь стал Кифой – каменным по твердости веры первоверховным апостолом.

И в эту Пасху, когда чада Церкви плакали по углам своих жилищ и сердца их воспоминали благоуханный аромат ладана, воспоминали раскрытые, отверстые алтари, священников в белоснежных и красных ризах, и в ушах их стоял этот пасхальный перезвон и громогласное тысячекратное «Воистину Воскресе!» в ответ на пасхальное приветствие добрых пастырей, Господь, для Которого ничего не значат средостения, время, расстояния, Господь, благодать Которого наполняет собою и небо, и землю, прикоснулся Своим невидимым перстом к сердцу каждого из нас и возжег в нём лампаду сердечной, благодатной, внимательной, чистой молитвы, славословия, подобного песни, которую поют христиане накануне Великой Преблагословенной Субботы:

«Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Я сегодня, недостойнейший из всех недостойных, благовествую вам по послушанию Матери Церкви пасхальную радость. Я сегодня обнимаю вас, дорогие братья и сестры во Христе – и дети, и взрослые – и преподаю вам троекратное лобзание любви в надежде в ближайшее время свидеться лицом к лицу с тем, чтобы мы единым духом, едиными устами прославили Триипостасное Божество, поклонились Троице Единосущной и Нераздельной и ощутили, осознали, убедились в том, что Владыка всей твари, Победивший смерть Господь Иисус Христос невидимо, но осязательно пребывает в нас и среди нас.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!


1 См.: Пс. 54, 23.
2 Пс. 26, 4.
3 Пс. 83, 11.
Фреска явления Воскресшего Христа ученикам.
Явление Воскресшего Христа ученикам
декоративная горизонтальная черта
Беседа