«Учитель, где живёшь?» – вопросили Христа Иоанн и Андрей, считавшие себя тогда учениками Иоанна Крестителя (см. Ин. 1, 38).
Они впервые тогда увидели Господа, прекраснейшего из сынов человеческих. О Спасителе будущие апостолы услышали из уст Предтечи как об Агнце, берущем на Себя грехи мира.
«Пойдите и увидите», – последовал ответ Господа, пригласившего их следовать за Собой. «И пробыли у Него день тот», – запишет впоследствии в своём Евангелии апостол любви – святой Иоанн Богослов (Ин. 1, 39).
Что это был за дом? Мы не знаем. Ведаем лишь, что у Сына Человеческого не было где главы приклонить.
А где обитает Бог? Он живет, как свидетельствует святой апостол Павел, во свете неприступном Своей славы (см. 1 Тим. 6, 16), лицезрением которого никогда не могут насытиться Серафимы и Херувимы.
«Хочу, – беседует Сын Божий со Отцем, – чтобы ученики видели славу Мою» (ср. Ин. 17, 24). Эту славу, как Единородного от Отца, и созерцали Иоанн и Андрей, внимая глаголам вечной жизни, исходившим из уст Богочеловека (Ин. 1, 14).
Эту славу призваны созерцать и мы, устремляя наши мысли, намерения, чувства, волевые импульсы туда, откуда взирает на нас всемогущий, всеблагой, всепремудрый Бог.
Но позвольте спросить, где ещё живёт Господь? На сей счет русские люди говорили в старину, что Бог живёт не в брёвнах, а в рёбрах. Наши сердца суть Его нерукотворенный престол, личность ученика Христова – это храм Божества.
Здесь-то и надлежит пребывать нам в день сей! Здесь, в собственном сердце, пусть обитает ум, вниманием безысходно пребывая во внутреннем мире души.
И подлинно, благодать Духа Святого, как самосветящаяся искра Божия, прячась в глубинах совести, умножает и раскрывает своё таинственное действование по мере очищения ума и сердца от греховных помыслов и ощущений, по мере единения ума и сердца в призывании имени Божия.
Други, приидем и увидим Господа, обитающего в жилище Своем – человеческой душе, сотворённой по образу Его и подобию.