Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Святая святых человеческой души

Праздник Введения замечателен тем, что каждый из нас, если захочет, может со страхом и трепетом последовать вслед Пречистой Деве Марии, за Нею, прося Её руководства и наставления, чтобы и нам в этой земной жизни приобщиться единению со Христом.

00:17:48
Святая святых человеческой души
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с праздником Введения во храм Пресвятой Девы Марии, Которая является цветом всего человечества, самой верной ученицей Господа Иисуса Христа. На Ней Бог осуществил всю полноту Своей благости: пользуясь Ее смирением и любовью, возвел Пречистую на высоту нравственного совершенства. Стало быть, Её жизнь для каждого из нас является идеалом, к которому мы призваны следовать, несмотря на величину дистанции, нас от Неё, Богородицы, отделяющей.

И это посвящение трёхлетней Марии Богу, введение Её в храм Господень, пребывание Её во Святая святых должно, хотя бы в малой мере, и в нашей жизни отразиться, осуществиться. Каким образом? Не только нашим тяготением к алтарю Господню, не только исполнением слов царя Давида, пращура Богородицы: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26, 4).

Действительно, боголюбие христианина осуществляется и являет себя именно в постоянном стремлении к освящению, которое подаётся верным в Святой Чаше, выносимой из алтаря. Но внешнее благочестие должно явить свой плод в глубинах нашего духа. Ведь апостол Павел свидетельствует, что все мы суть храм Господень, дом Божий (1Тим. 3, 15). Все мы, вместе взятые, есть некое таинственное здание Тела Христова, в котором обитает Божество. Апостол говорит о том, что верные христиане, как некие части здания, как живые камни, сопряжённые друг с другом многочисленными узами, соединениями, связями, растут все вместе в меру полного возвраста Христова (Еф. 4, 13).

Дух Святой, освящая нас на Божественной литургии, если мы сохраняем единомыслие и любовь, воздействует на всё Тело вместе и на каждого из нас в отдельности, и каждый из членов Церкви, клеточек Тела Господня, камней этого здания, в меру покаяния, смирения и боголюбия обретает в себе таинственные изменения и всё возвращает, полагает к стопам Христа – главы Церкви.

Но и каждый из нас, в отдельности взятый, тоже является нерукотворенным храмом Божества, освящённым в час нашего Крещения.

И праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – это день, в который Она была встречена на ступенях Иерусалимской церкви священником, и, оставив родителей, проследовала за ним в «людское» (это первая часть храма, где собирался народ и приносил Богу молитвы); затем в Святилище, где лишь священники, закалая жертвы, приносили их на жертвенник; и, наконец, во Святая святых, куда вхож был единожды в год архиерей. Там, Промыслом, Провидением Господним, и пребывала Пречистая, из рук Ангельских ежедневно принимая небесный хлеб. Там Она, в полной тишине, в уединении, была приуготовляма к великой тайне Благовещения.

И всё это соотносится с жизнью каждого христианина, здесь стоящего, ибо мы суть храмы Господни. И в нашей природе, в нашем естестве так же есть эти три упомянутые части храма: притвор (или «людское»), Святилище, куда заходит священнослужитель, и Святая святых. Мы говорили вчера о том, что Пречистая всю жизнь провела в уединении, притом что Она открыта всем нам и ближе к нам, чем родные наши родители. И человек, любящий размышлять о духовном, углубляясь в самого себя, пусть усмотрит в себе, как в Божьем храме, эти части церкви Божьей.

Вот «людское», где молился народ. Туда, вы помните, Спаситель дважды приходил во время Своего открытого служения и, вооружившись бичом, дважды изгонял оттуда торговцев жертвенным скотом, опрокидывал столы, где менялись деньги, где продавали голубей как малую жертву Богу. И действительно, в нас самих есть такая часть, где постоянно между собою сталкиваются мысли, помыслы, образы, где человек обуревается страстями, находится в постоянной борьбе. И каждый из нас хорошо знает, как утомительна эта борьба, как много сил она забирает, как редко водворяется там благодатная тишина. Спаситель, когда изгнал всех этих торговцев и животных из притвора храма Соломонова, не разрешал, чтобы кто-либо пронёс слева направо хоть одну постороннюю вещь, но говорил: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21, 13).

И действительно, наш ум, наше внимание, обращённое внутрь самих себя, знает эту утомительную борьбу на подступах к более глубокому измерению нашей души. И Пречистая Богородица некогда беспрепятственно прошла это «людское», освятив его Своими стопами. И мы с вами призваны всегда ум и сердце обращать ко Христу, к Богородице, призваны учиться отревать от себя худые ощущения, дурные помыслы, грешные образы, с тем чтобы доступ к нашему сердцу был очищен внутренней молитвой и вниманием, прикованным к Спасителю и к Богородице.

К сожалению, не так много людей, которые пребывают в глубинах собственной души – большинство из нас удовлетворяются внешними знаками богопочитания. Но счастливее мы не становимся, если у нас в уме всегда беспорядок, сумятица, если, страдая многословием, осуждением, любопытством, мы не имеем ни капли покоя в глубинах своего естества.

Пречистая Богородица проходит Святилище. Святилищем является сердце человека. «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс. 63, 7). Те, кто, подобно Пречистой Деве, бывают скупы на слова, обильны в молитвах, те, кто отличается внимательностью, наблюдательностью, сдержанностью, те, кто любят Слово Божье, знают, что молитвы, свершаемые устами и перстами, могут углубиться, и само сердце, обращаясь к Господу, отлагая в сторону молитвослов, молится своими словами.

«Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою» (Пс. 140, 2).

«Да усладится Ему беседа моя» (Пс. 103, 34).

В различных стихах Псалтири мы видим свидетельство о том, что подлинное богослужение свершается умом в глубинах человеческого сердца. И только такая молитва, когда ты забываешь обо всём окружающем, перестаёшь обращать внимание на внешние раздражители, когда прилепляешься ко Христу всем существом, – только такая молитва и насыщает человека.

Но Матерь Божья прошла во Святая святых. И в нас есть это таинственное отделение, этот святой алтарь, который называется бессмертным человеческим духом. Говорят, что в жизни каждого человека бывает такой час, когда он весь превращается в молитву, когда он забывает всё окружающее и даже собственное тело и соединяется с Господом так, что уже не знает, на земле или в вечности он находится. Это бывает, когда мы глубоко сострадаем ближнему и уходим всецело в молитву любви; или в час болезни, между жизнью и смертью находясь, мы как бы переносимся в мир иной; и в момент особенного посещения нас Божьей благодатью, когда раскаянным, сокрушенным сердцем причащаемся Святых Христовых Таин.

Но, как бы то ни было, каждый из нас должен познать эту чистую, святую молитву, которую свершаем не столько мы, сколько Дух Святой, внутри нас самих сущий. И обидно, если христианин считает: «Эта песня не обо мне – я мирской человек, я земное существо, я не монах, это пусть батюшки там, в алтаре, разбираются с подобными вопросами, а мне бы разрешить свои земные трудности». Обидно, когда христианин сам занижает планку и отказывается от лучшего жребия, благой части, которая не отнимется от души благочестивой, если она снизойдёт в глубины смирения, познав собственное ничтожество, если всецело вверит себя Промыслу Творца, если в этой жизни не останется у неё врагов – людей, которым бы она недоброжелательствовала, но всех действительно сочтёт своими братьями и сёстрами и поймёт, что её Отечество – не земля, но Небо. И Бог обязательно приобщит её к этому таинству жизни вечной, раскрывающейся в глубинах человеческого духа.

Праздник Введения тем и замечателен, что каждый из нас, если захочет, может со страхом и трепетом последовать вслед Пречистой Деве Марии, за Нею, прося Её руководства и наставления, чтобы и нам в этой земной жизни приобщиться единению со Христом, чтобы и нам исполнить с Его помощью первую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37), подкрепляя эту первую заповедь милостивым расположением к людям.

Будем приступать к Святой Чаше, молясь Пресвятой Богородице об оставлении наших грехов и о том, чтобы каждый из нас вступил на стезю подлинного богоугождения, поклонения Отцу в духе и истине, чтобы каждый из нас обрёл молитву как своё истинное предназначение на земле, невзирая на образ своего служения, на своё состояние в этом мире, на совокупность своих обязанностей, главная из которых (и потребность одновременно) – прилепиться ко Христу любовью, вступить с Ним в нераздельное единение, чему и учит нас Богородица, чему и способствует, ведя нас, как младенцев, к полноте богообщения.

А сейчас будем причащаться Святых Христовых Таин, и по окончании литургии ещё раз прославим Пресвятую Богородицу тропарем, кондаком и величанием. И поздравим сегодня наших священнослужителей с днём рукоположения: протоиерея Александра Симакова и диакона Бориса Сигунова. Они в день Введения во храм Пресвятой Богородицы были рукоположены архиереем и начали своё служение. С праздником!

Икона: Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные