Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Тайна имён святых Константина и Елены

Из сегодняшнего празднества мы должны от святой Елены заимствовать теплоту сердца, а от святого Константина — умение никогда не акцентировать внимание на своем внутреннем состоянии. Вот из этих двух составляющих — любви и постоянства, огня молитвы и мужества — мало-помалу выковывается подлинно христианский характер, который имеет Самого Господа Бога своим Поспешником.

00:20:37
Тайна имён святых Константина и Елены
Протоиерей Артемий Владимиров

Христос Воскресе!

Мы вступаем с вами, хоть и по гражданскому календарю, но в лето, в лето Господне, лето благоприятное. Оно отмечено у нас на Руси праздником в честь чудотворной святыни нашего народа — Владимирского образа Пресвятой Богородицы, Которая неоднократно спасала и до сих пор спасает наше Отечество от гибели.

Были монголы, а ещё прежде печенеги, хазары, французы, а с ними вся Европа. Мало кто знает и помнит, что в эту первую Отечественную, равно как и вторую Отечественную (второй Отечественной войной именуется мировая война 1914 года), и в третью Отечественную (в середине XX столетия) вся Европа, включая даже крещёные, но подчинённые западу народы, пыталась выклевать, как поёт русская песня, очи и сердце у матушки России. Но всякий раз Пречистая Богородица, внимая плачу нашего народа, вставала на его защиту.

И сейчас тоже наши матери плачут о детях, которые попадают в рабство компьютерного зомбирования и каких-то чуждых нам установок и ложных ценностей через интернет. И мы просим Пречистую Богородицу, чтобы Она не оставила это одичавшее поколение, несчастье которого в гордости и самоуверенности, и помогла нам вызволить из этого, пожалуй, самого тяжёлого идейного, духовного рабства — депрессии, апатии, неверия, пренебрежения к старшим, нелюбви к Отечеству — нашу бедную молодёжь.

Вот почему праздники в честь Владимирской иконы всегда очень глубоко отзываются в сердце тех, кто понимает, чувствует, осознаёт, Кем для нас является Царица Небесная, Которой по благодати Божией видно даже больше, чем нам самим, относительно настоящего и будущего нашего.

Сегодня прославляем и равноапостольных Константина и Елену, царственных особ, изменивших лицо вселенной своей любовью ко Христу и служением Ему на римском императорском троне. Праздник этот очень близок нам, потому что (благодарение Господу!) первые лица нашего государства тоже сегодня понимают, что такое служение Христу, Которому принадлежит власть и на земле, и на Небе.

Сегодня поздравляем очень редких именинников и совсем не редких именинниц и благодарим вас за то, что вы сегодня посетили наш светлый Алексеевский храм и сподобились вместе со всеми приобщиться Святых Животворящих Христовых Таин.

По традиции, святые Константин и Елена, сын и мать, изображаются вместе, часто под осенением Господня Креста, обретённого царицей Еленой. Они, Константин и Елена, самими именами своими говорят о некой тайне жизни во Христе.

Большинство толкователей имени царицы Елены сходятся в том, что оно означает пламя, огонь, искру, которая во тьме светит. А ведь неслучайно именно это имя каждая из именинниц получила при рождении или в Таинстве Крещения. Это значит, что все мы, а особенно тезоименитые Елены, должны помнить о неком сокровенном невещественном пламени, которое сокрыто внутри глиняного сосуда нашего земного естества. Это пламя есть искра Божия, искра Святого Духа, вечная Божественная энергия, которую Мать Церковь, а лучше сказать, Сам Бог через Церковь даровал нам в Таинстве Крещения.

Эта искра присутствует во всех крещёных людях, но не все об этом помнят, не все обращают на это внимание, прельщённые другими огнями, фосфоресцирующими рекламами, да и всякой земной суетой. А вот Еленам надобно ежедневно вспоминать, что о них Сам Христос Искупитель в Евангелии сказал: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!»1. Это огонь Божественной благодати, возвращённый человечеству Крестными страданиями и Воскресением Господа Иисуса Христа. Этот огонь таинственно сияет в глубинах нашего бессмертного человеческого духа, там, где обретается совесть, богодарованная способность различать добро и зло; там, где словесная сила гнездится, то есть рождается мысль; там, где мы чувствуем внутреннюю потребность искать нашего Создателя, Спасителя и Судию.

И эту искру все (а Елены в первую очередь) должны возгревать непрестанно, всегда о ней помня, всегда умом и сердцем обращаясь к Искупителю, всегда каясь, открещиваясь от грехов, страстей, всегда призывая имя Господа и Спасителя Иисуса Христа. И царь Давид говорит о том, насколько это плодоносное занятие: «В поучении моем разгорится огнь»2. Во всегдашней нашей устремлённости к Богу происходит таинственное изменение внутри нас самих. Эта малая искра может стать огнём, пламенем, которое орошает и дух, и душу, и самое тело человека.

«Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий»3 , — так царь Давид свидетельствует о благодатном изменении, которое претерпевает Христов ученик или ученица, если они никогда в мыслях, чувствах, желаниях, намерениях не расстаются со Спасителем, но предстоят Ему всегда в тайне своего сердца.

А вот имя Константин означает «постоянный». Все мы ведаем, насколько наше немощное естество непостоянно, как мы часто меняемся, меняемся решительно, не всегда от худшего к лучшему, но часто от лучшего к худшему, а уж женская природа в этом отношении особенно уязвима — вечером радость, утром плач, и наоборот. Для того, чтобы искра благодатная, о которой мы говорим, действительно стала пламенем милосердия, смирения, кротости, любви, благодарения, радости, служения — для этого необходимо постоянство — мужеское начало, то начало, которое сокрывается в имени Константин.

Действительно, в христианской жизни очень важно не делать то, что очень часто делают женщины. А что они делают? Они поддаются своему настроению, они часто впадают в зависимость от случайного состояния своего духа. И вот эта нажитая привычка ходить на поводу у эмоций, почитать эти самые чувства и чувствования чем-то важным не благоприятствует для развития духовной жизни человека. Лучше даже, кажется, вообще не иметь эмоций. Но, конечно, это тоже не призвание человека. Важно подчинять все внутренние состояния велениям духа, слушаться совести, руководствоваться должным, а не приятным или неприятным.

Вот святой Константин самим именем говорит о том, что мы руководствуемся не своими чувствованиями, а внутренней потребностью, сознанием долга, обязанности, мы призваны трудиться Господу «со страхом и трепетом», не обращая никакого внимания на то, что происходит внутри нас самих. Так мало-помалу человек, вооружившийся верой, разумом, самоотвержением, крестоношением, терпением, благодарением, совершенно уходит от этой зависимости от своего настроения, перестаёт обращать внимание на него, отрезвляется и становится духовным человеком, обретающим от Господа крылья постоянства и молитвы, которая начинается тягостью, а завершается легкостью, так что горечь превращается в сладость, и человек незаметно для себя отрывается от земли, потому что Божья благодать, как нас уверяет преподобный Силуан Афонский, любит душу мужественную и рассудительную.

Таким образом, из сегодняшнего празднества мы должны от святой Елены заимствовать теплоту сердца, неравнодушие, сочувствие, милосердие, человеколюбие, усердие, бодрость, жертвенность, любовь. А от святого Константина — разум, силу воли, мужество, постоянство, трезвение, умение никогда не акцентировать внимание на своем внутреннем состоянии, но на устремленности к Источнику света, премудрости, разума и любви — к Господу Богу нашему. Вот из этих двух составляющих — любви и постоянства, огня молитвы и мужества — мало-помалу выковывается подлинно христианский характер, который имеет Самого Господа Бога своим Поспешником. Дай Бог и нам с вами обрести эти царственные добродетели.


1 Лк. 12, 49.
2 Пс. 38, 4.
3 Пс. 103, 4.
Икона: Святые Константин и Елена.
Святые Константин и Елена
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные