Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.
Мы вступаем с вами в праздник Новозаветной Пятидесятницы таинственной дверью, которую отворил нам воскресший Господь наш Иисус Христос. Никто не мог — ни человек, ни Ангел — отворить эту, казалось бы, навеки запертую дверь на небо, дверь полноты богообщения, союза человека с Творцом.
Но вот она отверста Кровью Господа Иисуса Христа и силою Духа Святого, Которого наш Спаситель именует Придверником. И таинственное Лицо Духа Святого, доселе от нас сокрытое, отверзает эту дверь всякому желающему познать непостижимого Бога — в награду за веру в Божество Господа нашего Иисуса Христа.
И когда мы перелистываем страницы Евангелия, то особенное внимание обращаем на таинственные и, казалось бы, совершенно непонятные свидетельства Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа:
...Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин.14, 6).
Я и Отец – одно. (Ин.10, 30).
Сия же есть жизнь вечная, да знают [души человеческие] Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. (Ин. 17, 3).
...Никто не может похитить их из руки Отца Моего. (Ин. 10, 29).
...Видевший Меня видел Отца... (Ин. 14, 9).
Все народы Земли претендуют на веру в Отца и принадлежность Ему. Но все народы Земли, покуда не омоются Кровью Иисуса Христа, Сына Божия, — сидят во тьме и сени смертной (Лк. 1, 79).
А ныне мы, омытые этой Кровью в таинстве Крещения, видим отверстую дверь, ведущую на небо, как некогда мироносицы увидели отверстым Гроб Христов. И, с разрешения Спасителя, Ему усыновлённые, Им очищенные и освящённые, мы, силой Господа Бога Духа Святого ведомые, пройдя этой дверью, подымаемся на небо в объятия Небесного Отца. Отец же, как свидетельствует Спаситель, заблаговременно выходит и обнимает Свое блудное чадо — человечество, некогда навеки, казалось бы, отпавшее и потерявшее связь с Ним, — и облекает в светоносные одежды, и вводит в Свой двор, дабы насытить Своё чадо полнотой милости и щедрот.
В этом-то состоит таинственное значение и сила праздника Святой Троицы. Если мы устами исповедуем, а сердцем веруем в Господа нашего Иисуса Христа, то Дух Святой и Господь возведут нас в неведомое прежде Царство Отца.
Дух Святой очищает человеческий ум, освобождает от всякого мечтания и дурной мысли и напечатлевает в уме имя Христово. Дух Святой изгоняет из сердца все страхи и нечистоту, и гордостное самоутверждение, украшает сердце смирением и миром и полагает в этом сердце таинственный отсвет Небесного Царства. Дух Святой высвобождает нашу волю, прежде упрямую, непокорную, связанную грехами, и как будто даёт ей крылья к восхождению в Царство Отца.
Сегодня мы все вместе, вкупе, поклоняемся Отцу в духе и истине, признаём Всевышнего нашим родителем. Место, где Он живёт во свете неприступном, признаём собственным нашим отечеством и, и имея всего только веру, покаяние и любовь, приемлем от Него всю полноту Его отеческой любви.
Сейчас, дорогие братья и сестры, продолжая слушать утреню, по обычаю сохраним благоговейную тишину и молчание. Будем лобызать святую икону и помазываться маслицем, сохраняя благоговение. Кто совсем устал, лучше пусть выйдет на свежий воздух и там поделится радостью с соседями и близкими. В храме пусть будет царствовать тишина.