Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Тайна воскресшего Лазаря

Лазарь воскрес для того, чтобы никто не сомневался в собственном телесном воскресении, но каждый имел бы такую веру и любовь ко Христу, которую имел Лазарь, сотаинник Господа Иисуса.

00:11:32
Тайна воскресшего Лазаря
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Поздравляем всех вас, дорогие братья и сестры, с Лазаревой субботой — воскрешением из мертвых друга Христова.

Это повествование запечатлел его очевидец, апостол любви, евангелист Иоанн Богослов. Внимательно слушая евангельское свидетельство, мы как будто бы являемся его участниками и ставим себя на место членов Лазарева семейства — Марфы и Марии. Действия Спасителя, безусловно, не были понятны ни святым сёстрам, ни самим Христовым ученикам. Первые с горечью — не ропотом, но с несомненной горечью — высказывали свое недоумение, смешанное с отчаянием: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой»1. «Если бы Ты был здесь», — говорили они, забыв, что пред ними Сам Господь Существующий, Тот, Кто всегда был, есть и будет, Тот, Кто наполняет Своей благодатью всю вселенную, Тот, у Которого на ладони все дела, слова и мысли человеческие.

А апостолы не понимали, зачем Ему нужно идти туда, где иудеи давно замышляют Его убийство. Однако Спаситель отвечал ученикам: «Не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего»2. «Днём» Священное Писание называет Царство Божественной благодати, а словом «свет» Спаситель именует Себя Самого. Если вы со Мною, Светом мира, если вы с Тем, Кто воззвал этот мир к бытию единым мановением, если вы веруете в Свет, то что печётесь, что беспокоитесь, что волнуетесь? Не только ничего с вами не случится, но и не преткнетесь вовсе, если ходите в лучах света, Источником которого является Сын Божий.

Итак, Спаситель остается не понятым ни теми, ни другими.

Но и ученики Христовы, быть может, услышали, что отвечал Иисус в ответ на недоумение сначала Марфы, а потом Марии: «Воскреснет брат твой ... Аз есмь воскресение и жизнь»3. Воскреснет не только в час всеобщего воскресения, когда восстанут мертвые, но сейчас, здесь он явится живым, потому что «Аз есмь воскресение и жизнь». Эти слова обязательно мы должны унести сегодня из Божьего храма. «Спасение твое есмь Аз»4, — говорит Господь каждой душе. Он есть Жизнь, и Жизнь с избытком, саможизнь. Он — Начальник жизни, и Он, как тогда, так и ныне, нам соприсутствует. Он ближе к нам, чем самый воздух, которым мы дышим.

«Все наго и обнажено», по слову апостола Павла, пред Его очами. Он ближе к нам, чем нам иногда то кажется. И, более того, Он сильнее, чем мы сами, желает нас спасти, то есть соединиться с нами в недомыслимой полноте. Иначе не говорил бы, что стоит у наших сердец в ожидании, когда мы избавимся от маловерия, себялюбия, тревог и страхов: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною»5.

И Спаситель громким голосом возглашает при окружающих Его друзьях и сопротивниках: «Лазарь! Иди вон»6. Голос Его, подобный трубе Архангела Михаила, возглашает во всеуслышание, громко, чтобы все поняли: душа Лазаря не витает где-то здесь, рядом с гробом, но она находится в самой преисподней, куда спускались все без исключения сыны Адама. Оттуда, из глубин шеола, вызывает Начальник жизни, смерти и воскресения душу Лазаря; не просто вызывает эту душу, но возвращает её в тело, которое мгновенно чудодейственною силою возрождается из праха, из гноя, из тления, обретает силы к бытию. Лазарь воскрес для того, чтобы никто не сомневался в собственном телесном воскресении, но каждый имел бы такую веру и любовь ко Христу, которую имел Лазарь, сотаинник Господа Иисуса.

Этот праздник, это событие, конечно, не вмещается во всей полноте и значимости своей в наши умы и сердца. Мы вспоминаем: «О, Лазарева суббота! Можно есть икру! К кому бы пойти в гости?». И, наверное, это неплохие мысли, но важно при этом довести и до ума, и до сердца это свидетельство Божиих всемогущества, благости и премудрости. Важно приложить это повествование к самим себе, потому что каждый из нас, если вдуматься и вглядеться, и является таким смердящим душою Лазарем. Смердящим по причине маловерия, себялюбия, раздражения, ропота, уныния, собеседования с помыслами и прочими грехами, которые нам надобно оставить у креста и Евангелия и прилепиться всем сердцем, всем разумением, душою и самою крепостью к Начальнику жизни Христу — Победителю смерти.

В этот день мы с вами имеем счастье приступать к Чаше Жизни, причащаться Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя не с тем, чтобы полчаса спустя забыть об этом, но с чаянием некой тайны, ведь Спаситель воскрес из мертвых, а значит, и в нашей душе по Причащении Святых Христовых Таин, если только мы будем внимательны, молитвенны, благоговейны, явлена должна быть эта великая тайна воскрешения. И явлена она прежде всего должна быть и уму, и сердцу, и нашей душе, потому что Сам Христос — ее Создатель и Искупитель, таинственно с нами сопребывает и животворит наше немощное естество.

 


1 Ин. 11, 32. 
2 Ин. 11, 9.
3 Ин. 11, 23 – 25.
4 Пс. 34, 3. 
5 Откр. 3, 20. 
6 Ин. 11, 43.
Икона: воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные