Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Тайна пророка Божия Илии

Тот, кто брал на себя труд познакомиться в Книге Царств с жизнью святого пророка Илии, получил убеждение, что человек – существо более небесное, чем земное. Человек главным своим предназначением имеет не исполнение тех или иных земных желаний, кажущихся ему путём к счастью, но предназначение человека в том, чтобы носить в себе Бога и быть всецело объятым благодатью Духа Святого.

00:15:07
Тайна пророка Божия Илии
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Мы с вами, вступая в август-месяц, чествуем сегодня одного из самых таинственных пророков и Ветхого, и Нового Заветов. Нового, потому что пророку Илии дано будет, как Сам Спаситель засвидетельствовал, предварить Его второе и страшное пришествие на землю. И тот, кто брал на себя труд познакомиться в Книге Царств с жизнью святого пророка Илии, получил убеждение, что человек – существо более небесное, чем земное. Человек, по замыслу Создателя, – существо, не лишённое крыльев. Человек главным своим предназначением имеет не исполнение тех или иных земных законных желаний, кажущихся ему путём к счастью, но предназначение человека в том, чтобы носить в себе Бога и быть всецело объятым благодатью Духа Святого.

Таинственна жизнь пророка, который, по преданию, в младенческие годы был повиваем огненными пеленами, и Ангелы служили ему от младых ногтей. Редчайший пример в Ветхом Завете: пророк Илия из любви к Богу не обременял себя семейным служением, но хранил и душу, и тело единственно для богообщения. Пророк Илия имел власть низводить с небес громы и молнии, почему русский народ справедливо именует его громовержцем, а церковные песнопения усваивают ему такие высокие эпитеты, как пророк-ревнитель, огнепламенный пророк, небошественный пророк – то есть человек, более служащий вечности, чем времени, небу, чем земле.

Наконец, удивительно и непостижимо отшествие пророка в мир иной: в теле, на таинственной огненной колеснице, дабы ему, Илии, пребывать в руке Божией до времени, определённого Промыслом. А это время ограничено последними днями земли, когда, явившись здесь, среди нас, пророк вступит в схватку с князем тьмы и его наместником, которого Церковь именует антихристом. С тем чтобы, обличив этого лжеца и раскрыв обольщенному и одураченному человечеству глаза на козни лукавого, вкусить-таки смерть, – по определению Божию, каждый из рождённых Адамом должен вкусить разлучение души от тела, – но затем в третий день, как свидетельствует Книга Апокалипсис, восстать живым и победоносно взойти к Богу для участия в последнем и окончательном Суде над грехом, злом и соблазнами.

Наш благочестивый народ особенно благоговеет пред пророком Илией и исключительно ему, единственному из всех великих ветхозаветных пророков, созидает Божьи храмы. А среди древних пророков – Исаия, ветхозаветный евангелист, Даниил, муж видений, предсказавший точное число лет, отделявшее его время до пришествия Христа, и другие не менее славные пророки.

И в прошедшие столетия все, даже малые дети, трудовой люд, особенно крестьянство, самый быт которого связан с церковными праздниками, – все знали, что в этот день нельзя суетиться и работать, но, во всяком случае, должно начать этот день с поклонения Триипостасному Божеству, Которому служил пророк Илия.

По старинной русской традиции, если день памяти пророка Илии не падал на постный день – среду и пятницу, то обыкновенно крестьянский люд участвовал в общей скатерти-самобранке, после Божественной литургии. Почитатели пророка Илии причащались Святых Христовых Таин, – для того чтобы и им самим некогда повторить восхождение на небо на колеснице огненной. Так говорит о судьбе последних благочестивых Христовых учеников апостол Павел:

«... Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;

потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес. 4, 15 – 17).

Это значит, что здесь, на земле, с благоговением и покаянием приобщаясь Пречистых Тела и Крови Господа Иисуса Христа, мы принимаем энергию Святого Духа, которая воскресит наше бренное тело, а душе даст крылья, и, когда земля будет обновлена апокалиптическим огнём, мы взлетим к Престолу Божию в самый час Пришествия Спасителя. 

Сейчас мы будем приступать к иконе святого пророка, получать помазание, благословение. И для того чтобы действительно от него воспринять этот импульс Божественной благодати, нужно помнить несколько вещей.

Первое: то, что Бог сотворил наше естество из девственной персти, сотворил каждого из нас в утробе нашей матери силою Своею, то есть мы взяты как будто из ничего, начало наше – это ничтожество, но Господь воззвал нас к бытию. Тайна пророка Илии заключается в том, что он всегда памятовал о том, что он – творение, взят из небытия, а Бог – всё для него. И тот, кто памятует, носит в сердце это знание: «Господи, кто я и что я пред Тобою? Малая малость, взят я из ничего, но Ты, Господи – всё для меня» – вот такой человек обретает от Господа дар смирения, а смиренным Бог дает благодать.

Второе, что нужно помнить: наше естество (и душа, и тело, душа, соединенная с телом) имеет очень высокое назначение и, соответственно, употребление. Назначение человека – быть сосудом, вместилищем Духа Святого. Мы Духом Святым помазаны через Крещение и печать Миропомазания. Мы для высокого употребления. Человек – это не ночной горшок, куда всякая нечистота складывается, но это драгоценный сосуд, в котором Сам Бог желает почивать Своею благодатью.

Соответственно, христианину нужно весьма осторожно и бережно относиться к собственной природе и ко всякому человеку, не отягощая, – как говорит Христос, – самих себя объядением и пиянством (см.: Лк. 21, 34), но сердцем взывая: «Да святится имя Твое, Господи!» Вот девиз, лозунг, вот слово, которое и нашу жизнь может сделать светлой, возвышенной и прекрасной, если главный мотив нашей деятельности, каждая мысль, намерение, слово и действие умещается в эту фразу из Господней молитвы: «Да святится имя Твое!» Умение мыслить, говорить, действовать во славу Господа Иисуса Христа – вот тот вектор, который распрямляет плечи человека, возвышает его мысль, отрывает его от земли и земного и даёт ему соприкосновение с самой вечностью.

Молитвами пророка Божия Илии, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Икона: Пророк Божий Илия.
Пророк Божий Илия
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные