Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Тайна страдания

Любая немощь, которая нас постигает, не должна нас обособлять и изолировать от окружающих, но мы должны соединяться в наших страданиях со всеми, кто болеет, кто прикован к постели, кто страждет. И через это человек обретает от Господа дивное вспоможение, потому что Христос Спаситель один за всех пострадал, взял на Себя, усвоил Себе все недуги и язвы человеческого рода, что отпечатлелось на Его теле при распятии.

00:17:22
Тайна страдания
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с днём воскресным! Будем готовиться приобщиться сейчас Святых Христовых Таин – это самый главный и великий дар Божий человечеству, каждый раз являемый на Божественной литургии в воспоминание Спасителя, ради нас пострадавшего и воскресшего. Причащаясь Святых Христовых Таин, и мы обретаем залог нашего воскресения – прежде всего души человеческой, оживляемой Святым Духом, а затем и телесной нашей природы, что и сбудется непременно в час всеобщего воскресения.

На наступающей седмице преполовляется Рождественский пост. В понедельник готовимся чествовать святого апостола Андрея Первозванного, как бы мы сказали, самого «русского» из всех апостолов, по его благовестническим трудам среди восточного славянства; в пятницу – святую Варвару, невесту Христову прекрасную, как именует Церковь эту девицу-христианку, которая отдала свою жизнь Христу, не отступив от обетов веры. Святая Варвара исходайствовала у Господа особую милость: по обетованию, данному ей Христом, те чада Церкви, которые будут с любовью поминать её, чтить её мученическую кончину, сохранены будут от напрасной, то есть внезапной, нечаянной смерти. Святая Варвара просила об этом Господа не за себя, не за сродников, но за всех верующих. Народ Церкви в это свято верит и старается не пропускать годичную память святой Варвары – 17 декабря.

На следующий день, в субботу – день святого Саввы Освященного. Современные люди мало знают этого святого, а вот ещё столетие тому назад русский народ очень почитал святого Савву, потому что хорошо знал устав церковных песнопений, богослужения, сформировавшийся под воздействием этого монастыря – лавры преподобного Саввы. Лавра на всем протяжении христианской истории никогда не прекращала своего существования. Она и поныне действует, под её стенами воспитан был преподобный Иоанн Дамаскин, великий гимнограф. В честь святого Саввы Освященного всегда полагается всенощная.

И в воскресенье – Никола зимний, праздник святителя и чудотворца Николая, тоже «русского», так сказать, святого, потому, какую любовь мы испытываем к этому епископу малазийской Церкви.

Вот святителю Николаю и молимся, чтобы Господь избавил наш народ от всяких электронных кодов. 13 декабря, в понедельник, в день святого Андрея Первозванного, члены правительства будут обсуждать пресловутые QR-коды. Народ давит на думцев. Наш президент уже сказал, что дело это очень тонкое, нельзя создавать людям сложности. Да и по телевидению теперь вдруг все телеведущие заговорили о том, что это за такая система, откуда ветер дует, что за недруги человечества это придумали? И мы молимся о том, чтобы эта система отслеживания и контроля не была внедрена у нас в России.

Конечно, в этих QR-кодах ничего такого нет злостного, можно через них в компьютере музыку послушать и пиццу заказать на дом, но когда это прямо уж навязывается всем и вся, в этом что-то есть подозрительное.  И мы попросим святителя и чудотворца Николая и блаженную Матрону, чтобы они отодвинули и блокировали эти дела, потому что наш народ свободолюбив и не слишком в большом восторге находится по поводу цифровизации и такого технического процесса.

Но нужно и молиться. Некоторые говорят: «Разве президент не может росчерком пера отменить эти QR-коды?» Он очень ограничен в своих возможностях относительно внутреннего положения в стране, и нужна поэтому народная поддержка: чтобы люди писали, заявляли, пользуясь законными средствами, тогда государственникам будет на что опереться. А если народ безмолвствует: «Что воля, что неволя – всё равно», то ему бывает значительно труднее.

Итак, мы с вами причащаемся Святых Христовых Таин с надеждой на великую милость. И каждый пусть ощутит себя той самой женщиной, которая много лет была скрючена и скована, и не могла разогнуться, и тяжко страдала, ибо неоткуда было ей получить помощи. Мы получаем от Христа свидетельство, что сковал её сатана, то есть Бог попустил лукавому повредить сочленения этой женщины. По какой причине попущение это свершилось, не объяснено: либо какие-то страсти в молодости ею возобладали и не были изжиты чрез покаяние и молитву, либо она была под стать Иову многострадальному. Как мы помним, Иов не согрешил, но Бог попустил лукавому испытать этого страдальца, не разрешив, впрочем, прикасаться к его душе, то есть болезнь святого Иова была ради славы Божией. Из Евангелия мы получаем свидетельство, что лукавому попускается наносить нам раны по праведному Божьему попущению, как правило, в силу нашей гордости, самолюбия, похоти, гнева, не изживаемых покаянием.

Подумаем о том, как она почти двадцать лет страдала и что она испытывала, что ощущала, о чём думала все эти годы? Куда делась её женская красота? Что красота – она испытывала крайние неудобства в бытовой жизни, не могла разогнуться, ходила в скрюченном состоянии. Как она была немощна! Давно оставили её всякие суетные желания, которые борют и женский, и мужской пол, когда тело наливается здоровьем и в голове бродят сумасбродные мысли. Ей бы только отдохнуть в ночные часы, перевести дыхание, а уж что касается всяких нужд – она без посторонней помощи, безусловно, обойтись не могла. Тот, кто испытывал подобные состояния, знает, что и одеться невозможно, не привлекая каких-то помощников, не говоря о прочих процедурах.

Что было следствием такого несчастного положения? Опытное познание крайней немощи человеческой: «Кто я, что я? Действительно, кусок затвердевшей глины. Не то что летать – ходить не могу, боюсь оступиться, поскользнуться, сделать лишний шаг». Ходячая живая немощь! Уже как будто бы была она положена во гробе, почти что парализована. Отсюда рождается, как мы говорим, полное освобождение от всех соблазнов, прельщений, которые часто увлекают людей на страну далече. Лишь естественные нужды удовлетворить – вот счастье.

Притом что душа такая, конечно, не теряла веры в Господа Бога Вседержителя. Очевидно, что если Христос Спаситель без лишнего слова со стороны вдовицы исцелил её, значит, в её душе не было ропота, самой страшной духовной болезни, предающей душу в руки отчаяния. Она не восклицала: «За что?» – зная, за что. И не сводила свою жизнь лишь к своему индивидуальному личному бытию. Люди благородные, когда страдают телесно, объединяют себя со скорбями, испытываемыми всем родом человеческим.

Да, святые так и говорят, что любая немощь, которая нас постигает, не должна нас обособлять и изолировать от окружающих, но мы должны переносить наши страдания, точнее, соединяться в наших страданиях со всеми, кто болеет, кто прикован к постели, кто страждет. И через это человек обретает от Господа дивное вспоможение, потому что Христос Спаситель один за всех пострадал, взял на Себя, усвоил Себе, что отпечатлелось на Его теле при распятии, все недуги и язвы человеческого рода.

Тот, кто болеет и смиренно принимает этот жребий, чувствуя своё братство и единство со всем человеческим родом, таковый человек вступает в невидимое единение с Божественным Страдальцем, Который, совокупив все наши страдания, усвоил их Себе. И таинственно просвещается такой человек Божьей благодатью.

Очевидно, что вдовица эта принадлежала как раз к числу избранных душ, которые носят в своём сердце целый мир. Она носила любовь и сострадание ко всему человеческому роду, умела «радоваться с радующимися и плакать с плачущими». И Спаситель, Сердцеведец, конечно, всё это тотчас увидел, прозрел, почему и единым словом распрямил её, казалось бы, уже совершенно скованное тело, возвратив гибкость всем сочленениям, возвратив ей циркуляцию крови, освежив её нервы, жилы, сосуды, словом, даровав девичью эластичность её телу. А самое главное, исполнив Духа Святого её сердце, так что она громогласно славила Творца.

Вот некоторые думают: «За что я страдаю? И сколько ещё я буду мучиться, живя бок о бок с вечно пьяным племянником, который дебоширит у меня в коммунальной квартире за стеною?». Или: «Сколько ещё я буду страдать от соседей наверху, которые, едва лишь только пробьёт полночь, начинают заниматься танцами с саблями, и не дают мне спать? Что мне остаётся – только сойти с ума?» И вот так люди вводят себя в состояние стресса, говорят: «Жизнь, зачем ты мне дана? Смысла я в тебе ищу. Нет никакого выхода из создавшейся ситуации. Убью окружающих, а потом себя». До чего только диавол не доводит гордецов и ропотников!

Между тем как во всех трудных, критических обстоятельствах есть Божественный, как говорят, Провиденциальный смысл. Каждый день нашего терпения приносит нам духовное приращение. Будем верить, что вот, например, эти три мальчика, которые терпят, пока им тут что-то вещают с амвона (они уже смотрят, где мама, когда всё это кончится и, вообще, чем обернётся сегодняшний день), пусть из них вырастут три великих человека. Один пусть будет постельничим при царе-батюшке – тем, кто занимается интерьером опочивальни. Другой может быть великим мореплавателем, откроет, что Аляска принадлежит России и будет первым губернатором Аляски после её возвращения. А третий мальчик пусть сконструирует летательный аппарат до Юпитера, за то, что они потерпели эти четыре минуты и, по-моему, даже не поняли, что я говорю о них.

Итак, дорогие друзья, будем приступать к Святой Чаше, как к Живому Богу, и помолимся в час Причащения не столько за себя, сколько за других, чтобы Господь Бог прикоснулся Своим перстом, освятил, очистил наши души и тела, даровал здоровье нашим близким. Особенно тем, кто страждет почти безнадёжно, прикован к одру с кислородными масками и страдает прочими всякими хворями, не чая уже увидеть свет в своей жизни. Воскресший Спаситель да дарует нам Свою благодать и умножит любовь, о которой мы слышали: «Стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). С праздником!

Рисунок: Исцеление скорченной женщины.
Исцеление скорченной женщины
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные