Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы вновь сегодня слышим о том, как Спаситель в третий раз является Своим ученикам. Они, пребывая в городе Вифсаида, по зову Петра дружно откликаются на его просьбу, с тем чтобы поучаствовать в ночной рыбной ловле. Приметим, какие прекрасные душевные качества отличали этих учеников Спасителя. Пылкий в любви ко Христу Петр. Чистый сердцем и смиренный Иоанн, получивший вместе с братом от Христа наименование сына громова, то есть человека, способного воспринимать небесные откровения. Нафанаил, в котором не было льсти, неприятного Господу лукавства, лицемерия. И иные апостолы трудились в течение ночи и, как говорит евангелист, не яше ничесоже1 – ничего не поймали.
Представим себе, если бы мы, матушка Ксения, в течение ночи сидели с Вами в одной лодке вместе с сестрами и с матерью благочинной и ловили бы рыбу, и ничего бы у нас не попадалось, – думаю, что я первый бы не выдержал и стал страшно раздражаться на то, что меня позвали ловить эту рыбу, на окружающих, которые неправильно, не на ту сторону закидывают сеть или медленно тянут, или не тянут её никак...
И что примечательно, апостолы, трудившиеся в течение многих часов, конечно, сохраняли молитву, тишину, поддерживали друг друга братской любовью, потому что они так были научены Самим Христом в течении трёх с половиной лет и, конечно, помнили слова, на Тайной Вечери сказанные: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою2.
Наступило утро. И Кто-то показался на берегу. Святой Иоанн говорит: «Это Господь». Конечно, он так сказал не потому, что имел прекрасное, более острое зрение, чем, скажем, пожилой Петр, а потому что сердце чистое зрит Бога. И чистое, и смиренное, и не склонное к осуждению других. Бог положил ему на сердце откровение. Петр, человек, утрудившийся за ночь, и уже не в молодых годах, мгновенно, препоясавшись, бросается в озеро – настолько он любит Господа, трепещет при мысли о том, что Господь рядом, и опережает прочих.
А Спаситель на берегу уже приуготовил для Своих учеников трапезу, обратившись к ним с совершенно удивительным словом, которое на русский язык переводится как «детки». Так может обратиться любящий отец к маленьким своим сыновьям.
– Имеете ли, что вкусить?
– Нет.
Насколько они были беспопечительны и насколько научились переносить трудности и лишения, действительно не заботясь о насущном хлебе.
Спаситель приглашает их к огню и Сам, Своими пречистыми руками преподает им хлеб и рыбу. Апостолы, конечно, помнили, как под этими руками и раз, и два умножались и хлеб, и рыба. Они знали, что такое принять от Христа под образом хлеба Его Пречистую Плоть.
И здесь, конечно, тоже сокрыто таинство, потому что рыба – это образ Иисуса Христа. Применительно к самим себе мы можем понимать так, что Господь влагает в наши уста и сердце Свое святое имя, потому что греческое слово «рыба» содержит в себе всю молитву Иисусову: «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель», а образ хлеба – это, конечно, образ Божественной благодати, которой Господь питает и просвещает сердца верных.
Приметим, что никто из учеников не дерзает открыть рот, произнести даже единое слово, вопросить: «Кто Ты?». Сердца апостолов были объяты Божественной радостью и страхом, – они все узнали Христа, хотя образ Его был инаков сравнительно от предыдущего явления.
Вот эта священная тишина, безмолвие, среди апостолов царствующие, указывали на Божественную благодать, которая покрывала их собрание.
И мы с вами готовимся завтра участвовать в Божественной литургии, чтобы из рук Самого Спасителя получить Небесный Хлеб. А сегодня продолжим наши труды и будем слушать канон утрени.
1 Ин. 21, 3.
2 Ин. 13, 35.