Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Труждающаяся и обремененная

Проповедь о святой блаженной Ксении на евангельское чтение «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененнии...» Она подняла на себя иго обуздания ума молитвой «Иисусе Христе, помилуй мя» и обрела покой и тишину.

00:13:55
Труждающаяся и обремененная
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляем всех с днём блаженной матери нашей Ксении Петербургской. Она принадлежит к числу тех угодников Божиих, которых мы всегда призываем на помощь, с которыми никогда духовно не расстаёмся, потому что чувствуем, познаём их всегдашнее нам соприсутствие и покровительство.

И в евангельском чтении, которое мы сейчас слышали1, вполне раскрыта тайна жизни святой угодницы, покровительницы Северной столицы. Действительно, она была труждающейся и обремененной – обременённой великой печалью. Тем более глубока была её скорбь, чем внезапнее уход в мир иной горячо любимого мужа. И от этой невыносимой скорби в её душе свершился некий таинственный переворот, вследствие которого она обрекла себя на труды, не вполне понятные и неподъемлемые для обычного христианина. Действительно, лишить себя крова, пропитания, зимней одежды, общения с родными людьми, лишить себя, по внешности, самого разума, притворяясь человеком, потерявшим разум, – труд неподъемлемый ни для кого из нас.

Но всё это стало для неё возможным, потому что ей таинственно явился Тот, Кто, пребывая с нами, говорит: «Приидите ко Мне ... и Я упокою вас... Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем... Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть».

И, разумно последуя Христу, Который призывал в Свои объятия Свое чадо, она подняла на себя это иго и взяла на себя это бремя – речь идёт уже не о внешних лишениях и трудах, и подвигах, а о внутреннем труде: иге обуздания ума, который, как мы хорошо знаем, весьма непослушен, строптив, своеволен, гуляет где придется, неукротим ничем и никем, единственно только – Божественной благодатью, привлекаемой великими трудами самого человека, а главное – сознанием своей немощи, греховности, и всегдашней молитвой.

Вот это внутреннее иго Спаситель называет ещё узким путем. Мало тех, кто избирает этот узкий путь, ведущий в Царство Небесное. Это есть, очевидно, покорение нашего вселюбопытствующего ума именем Христовым. Иго есть имя: «Иисусе Христе, помилуй мя». И мы призваны надеть на себя этот ярем, это иго, с тем чтобы ум, как необузданный лошак, постоянно пытающий куда-то нас унести на страну далече, мало-помалу смирился, укротился и превратился в объезженную лошадку, находясь всегда под этим ярмом, и мало-помалу обрёл тот покой и тишину, о которой говорит Спаситель.

А бремя, поначалу невыносимо тяжёлое, а затем удивительно лёгкое, которое приходит вслед за очищением ума, укрощением мысли, есть, конечно, Христово смирение. Когда поначалу мы с немалыми трудами заставляем себя не обижаться, не раздражаться (или каемся, если обижаемся, раздражаемся), а затем, коль скоро бываем постоянны в нашем подвиге, приходим в начальное смирение, когда становимся мирными, всем довольными, благодарим, в отчаянных обстоятельствах не отчаиваемся и чувствуем, что для нас наступает новая жизнь: мы мирствуем во Христе.

И это благое иго становится неотменным, неотъемлемым качеством души. И едва лишь только она выходит из-под этого светлого облака, по старинке потеряет мир, осерчает, словесно осудит, как чувствует, что из неё, души, уходит жизнь, и покаянием и молением вновь возвращается в то состояние, имея которое по благодати, сохраняет душевное равновесие и даже радость во всех внешне неприятных, стеснённых обстоятельствах.

Блаженная Ксения, очевидно, этим и занималась. Ради чего она всё оставила – чтобы никогда не расставаться с этим внутренним упражнением, молением ко Господу Иисусу Христу и стяжанием кротости и подлинного смирения. И на ней, несомненно, в каком-то промежутке времени, нам неизвестном (видимо, очень скоро, по причине решимости, ею проявленной), над ней сбылись слова сегодняшнего евангельского чтения. «Никто не знает Сына, только Отец. Никто не знает Отца, только Сын, и емуже аще хощет Сын открыти». Господь далее и говорит, кому Он открывает двери в Царство, кого Он возводит ко Отцу. Никто не придет ко Отцу, только Мною2. Вот этих кротких, смиренных, принимающих на себя иго молитвы, обуздывающих свой ум и стяжевающих полное смирение Христово.

Над святой Ксенией, безусловно, сбылись первые слова, которые только что я произнес: Сын возвел её ко Отцу. Перед блаженной Ксенией, не имевшей, где главы подклонить, неизвестно чем питавшейся, претерпевавшей суровую непогоду Северной столицы, Бог открыл нечто, что заставило её совершенно забыть её внешне несчастливое, по мнению многих, непереносимое положение. То есть ей в глубинах её духа открылся Сам Отец. Она свой взор перевела с видимого мира в мир невидимый. Её дух, её внимание, её понимание были устремлены к Тому, Кто её видел, слышал, ей внимал, открывал бесконечные горизонты духовного мира.

Устремив в эту Божественную бездну свой дух, она постигала Бога вечного, безначального, всесвятого, вездесущего, всемогущего, всеблагого; постигала Его как благо, как истину, как любовь, как свет, и лучи этого Света совершенно пронизывали её душу, дух и тело, так что уже здесь, на земле, она несомненно вкушала те блага, которые вкушали апостолы, преподобная Мария Египетская, которые после неё вкушал Серафим Саровский, находясь в полноте благодати Святого Духа и услаждаясь теми дарами, которые Господь полагает в сердца любящих Его. Дары Духа суть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, вера, воздержание3.

И поэтому-то блаженная Ксения соделалась любимицей всего народа. Она приобщала, так сказать, сокровищам, которые носила в своём сердце, приобщала им всех, кто приближался к ней, призывал её святое имя, благоговел перед этой подвижницей, к числу которых – благоговейных её почитателей – относимся и мы.

Молитвами блаженной Ксении Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.


1 Мф.  11, 27 – 28.
2 Ср.:  Ин. 6, 44.
3 Гал.  5, 12.
Икона: Святая блаженная Ксения Петербургская.
Святая блаженная Ксения Петербургская
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные