Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Твори благо, бегай злаго...»

Мало исправиться, оставить грех, но важно ещё противопоставить порочному навыку нечто, что совершенно покрывает эту страсть и привлекает Божественную благодать на сердце исправившегося христианина.

00:35:40
«Твори благо, бегай злаго...»
Протоиерей Артемий Владимиров

Четвёртая беседа из цикла традиционных бесед в первую седмицу Великого поста, после Великого канона преподобного Андрея Критского, на Послание апостола Павла к ефесянам, глава IV, стихи 25 – 32.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы продолжаем и завершаем чтение IV главы Послания апостола Павла к жителям града Ефеса. В отрывке, который мы читали вчера, главная мысль апостола сводилась к тому, что ученики Христовы составляют собою Тело Церкви. Они находятся в таинственном единстве между собою, будучи напоены единым Духом, Который, присутствуя в них, побуждает каждого из них как члена Церкви трудиться над собственным очищением, в любви друг ко другу, возращая всё во главу Церкви Христа (см.: Еф. 4, 15).

Апостол Павел, напомнив о чудесном единении верующих во Христе, обращаясь к ефесянам, убеждал их не возвращаться к пребыванию во тьме греховной, убеждал отложить прежний образ жизни ветхого человека, силой воли и с Божией помощью скинуть с себя ветошь – обольстительные страсти, возбуждаемые диаволом, – и молил «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24).

То есть он побуждал христиан Ефеса прилепиться духом, а значит, умом, мыслью и чувством, душою и телом ко главе Церкви Христу, дабы Тот облёк каждого Своего ученика добродетелями. Так чтобы каждый член Церкви облёкся в одежды праведности и святости: и внутри – в мыслях, начинаниях, чувствованиях, намерениях, и совне – в словах, поступках. Так чтобы во всём круге жизни каждый ученик Христов являл в себе эту светлую печать принадлежности к истине – ко Христу.

Сегодня, продолжая чтение IV главы, с двадцать пятого по тридцать второй стих, мы последуем словам апостола Павла, который детальнее показывает, что значит совлечь с себя ветхого человека и как сбросить с себя обветшавшие ризы греха.

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4, 25).

Находясь в благодатном единении друг с другом, будучи животворимы единым Духом Святым, Духом истины, мы прежде всего должны отвергнуть ложь как изобретение диавола, отца лжи, и в общении друг с другом по любви ко Христу и ближнему говорить единственно истину: то, что право, что истинно, что полезно, что назидательно, что свято, потому что мы члены друг другу.

Действительно, телесные члены вспомоществуют друг другу. Если уста и язык почувствуют ядовитую пищу, то тотчас изблюют её, но не проглотят, не допустят желудку воспринять яд и отраву. Если глаза видят пропасть, то и ноги тотчас встанут на месте как вкопанные. Так устроено человеческое тело, что члены служат друг другу и никогда не обольщают друг друга. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 26). Точно такое же действие должно быть и в членах Тела Христова.

Видя в ближнем самого себя, желая ему то, что желаем себе: спасения, очищения, просвещения, – мы призваны гнушаться всякой лжи, которая дезориентирует, сбивает с толку, обольщает, ведёт к ущербу, ко вреду того, кто эту ложь принимает.

«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдёт во гневе вашем» (Еф. 2, 26).

В иных посланиях апостол вовсе запрещает гнев. Почему же здесь говорит: «Гневаясь, не согрешайте»? Это слова из четвёртого псалма царя Давида (Пс. 4, 5), и значение их вполне ясное: если ты ещё не совершен и уязвила тебя стрела, пущенная лукавым, ты почувствовал, как закипела кровь в предсердии, к тебе подобралась и укусила змея раздражительности, тотчас схвати её за голову, тотчас удуши её. Не согрешайте, когда гнев нападает на вас, но гасите эту искру. Прекрасно толковал блаженный Феофилакт Болгарский повеление Господа в Нагорной проповеди не гневаться вовсе, призывая водой собственной кротости заливать огонь чужой раздражительности1. Если не можешь ещё сохранять сердце мирным и кротким по несовершенству своему, то до греха не доводи прилоги его.

Если в течение дня и пришлось тебе раздражаться, принять соответствующие помыслы гнева, позаботься о том, чтобы, отходя ко сну, все они были потушены, истреблены, извергнуты вон из твоего сердца. Внешне или внутренне примирись с обидчиком, помолись за человека, который провоцирует тебя на раздражительность, ибо не знаешь, проснёшься ли. Не зря Евангелие говорит: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 20).

Итак, «солнце да не зайдёт во гневе вашем». Употребите все усилия, чтобы с раскаянной совестью отойти ко сну, вверяя себя Тому, Кто молился за распинателей, заповедав любовь даже к врагам. «Солнцем» Священное Писание именует и Самого кроткого и милостивого человеколюбивого Господа.

Человек, отдающий себя во власть гнева, омрачается страстью. Божья благодать не живёт в сердце гневливого. «Всякий, кто ненавидит брата своего, человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). Вот почему мы должны бояться даже искры неприязни и осуждения и, напротив, призваны, со всем вниманием и усердием выпалывая эти плевелы и сорняки страсти, разрыхлять почву своего сердца, дабы семена сочувствия, оправдания ближних, молитвы за них, благопожелания им всего доброго восходили на грядах сердечных и привлекали, таким образом, благодать Святого Духа.

«Не давайте места диаволу» (Еф. 4, 27), – добавляет апостол, прямо указывая, кто стоит за всякой раздражительностью, ссорами, неприязнью, злобой, яростью. И в нашей власти прогнать его. Мы всякий раз наносим ему смертельную рану, когда идём на примирение. Может быть, и сорвавшись, согрешив, но опомнившись, просим прощения, примиряемся с собеседником, протягиваем ему руку, предлагая ему мир и, таким образом, изгоняем лукавого из круга нашего бытия.

Прекрасно говорит святой Иоанн Златоустый, комментируя эти слова апостола Павла:

«Для того и дал нам Бог оружие гнева, чтобы мы не собственное тело, то есть ближних, поражали мечом, но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола. Вонзи туда свой меч по самую рукоять, если хочешь и рукоять, и не извлекай его оттуда никогда, напротив, присоедини еще и другой меч. А это произойдет, если мы будем щадить друг друга, если будем миролюбиво расположены друг к другу»2.

Жаждешь сражения, хочешь ратоборствовать, – возьми клинок и вонзи его в грудь диаволу. Ухватив рукоятку, ещё глубже погрузи клинок в сердце падшего духа. Хочешь, возьми ещё один меч и воткни его в сатану. Это похвальное ратоборство мы свершаем тогда, когда прощаем согрешившего против нас. Когда молимся за него, идём на примирение, не помним обиды. Когда молимся за тех, кто враждует с нами, просим, чтобы Ангел Господень неотступно был с ними, их вразумляя и наставляя на покаяние. Когда деятельно и в тайне сердца являем заповеданную Господом любовь к собратьям, членам Церкви, которые имеют несчастье враждовать против заповеданной Богом любви.

«Кто крал, вперёд не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4, 28).

Это наставление весьма важно в том отношении, что даёт нам представление об истинном покаянии. Мало исправиться, оставить грех, но важно ещё противопоставить порочному навыку нечто, что совершенно покрывает эту страсть и привлекает Божественную благодать на сердце исправившегося христианина. К воровству побуждают лень, праздность, бездеятельность, ничегонеделание, забвение о ближних, нуждающихся в нас. А честный, пусть и скромный, труд совершенно избавляет покаявшегося грешника от позывов к скверноприбытчеству.

Почувствуй радость созидания; и те самые руки, которые дерзали присваивать чужое, пусть радуются, созидая полезное, зарабатывая на хлеб насущный. Трудись не только ради собственного пропитания, пользы своей ради, но трудись, чтобы благотворить, уделяя нуждающимся. «Блаженнее давать, – говорит апостол Павел, – нежели принимать» (Деян. 20, 35).

Особая радость, особая сладость, особое духовное удовлетворение – делиться от избытков своих. Напомню, что благовестнические путешествия апостола Павла включали в себя и это. Он сам никогда не пользовался апостольской властью, но пребывал на собственном иждивении, занимаясь изготовлением палаток. День и ночь работая своими руками в тишине и безмолвии, он заповедовал в поместных церквах, чтобы к его прибытию чада Церкви уже имели что-то от заработанного собственным трудом, чтобы заблаговременно откладывали лепту, которую апостолу доверяли для нужд христиан в Иерусалиме, находившихся всегда в гонениях от иудеев.

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29).

Гнилое слово – это слово пустое, бессодержательное, праздное, не несущее никакой пользы. И, в первую очередь, речь идёт о шутовстве, пустом остроумии, подозрительных прибаутках. Но есть и более опасная гниль, – слово может растлевать, а не просто рассеивать слушателя. Стало быть, имеется в виду пошлость, сальность, всякий намёк на нечистоту и сквернословие.

Христианин, призывающий Слово воплощённое, святящий имя Господне, призван к иному. Из уст его да выходит слово благое, доброе, то есть цельное, чистое, насыщенное нравственным смыслом. Слово, которое не разрушает, но созидает и, прежде всего, назидает в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Когда истинно верующие собираются вместе, то предметом их размышления и рассуждения должны быть вера и спасение души. Апостол Павел считает, что то, чем ты живешь в глубинах духа, и должно быть предметом твоей речи. От избытка сердца глаголют уста человеческие.

Человек, накопивший некое сокровище в глубинах своей души, обогатившийся смирением, кротостью и любовью, растворит своё слово этими расположениями и чувствованиями. Даже если слово не имеет внешней назидательности, оно будет насыщено ароматом тех добродетелей, которые сокрыты в душе верного Христова ученика. Вот почему слово всегда является лакмусовой бумажкой. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7, 17). Древо благое не может приносить отравленные и худые плоды.

Итак, христианин призван всегда быть внимательным к своей речи, к своему слову, как учат нас наставники благочестия. Мы призваны думать, что мы говорим, кому мы говорим, для чего говорим, в каком окружении говорим и какое последствие будет иметь каждое из произносимых нами слов. А благое последствие – доставление благодати слушающим. Слово – проводник Духа Святого. Слово, исходящее из глубин сокрушённого, молящегося сердца, насыщено энергией Духа Святого. Слово Христа просвещает, услаждает, умягчает, назидает, окрыляет, вдохновляет, что мы видим из сказаний четырёх евангелистов. Это же слово должно быть сокрыто в сердцах верных последователей Господних.

«И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4, 30).

День искупления – это день нашего Крещения, когда мы, сроднившись со Христом, возродившись водой и Духом, стали причастниками Божественной благодати. Со дня воспринятого нами Крещения Господь таинственно нам соприсутствует. Он Своей благодатью пребывает в глубинах бессмертного нашего духа и ожидает времени нашего покаяния и трудов, дабы эта благодать заквасила собою и ум, и чувства, и волю, и душу, и тело. Все перечисленные страсти: ложь, гнев, воровство, срамословие, всё прочее, о чём ранее говорил апостол, есть оскорбление Святого Духа, светлая печать Которого осеняет каждого из нас. Мы запечатлены Духом Божиим. Он нам соприсутствует, пронизывает всё наше существо, каждую клеточку тела и фибр души. Об этом христианин должен не просто помнить, но добиваться разумения сказанного, ибо, как мы говорили ранее, осязательно, то есть осознанно с нашей стороны, мы принимаем Духа Святого и Его действие в нас.

Вот почему так неубедительно на исповеди говорят люди: «Не знаю, кажется, и нет у меня никаких согрешений. Не ведаю я, что сказать. Того не делаю, этого не делаю, ничего не вижу в себе предосудительного». Весьма относительны и близоруки эти слова, потому что главный предмет нашего покаяния – это оскорбление, вольное или невольное, благодати Духа Святого, Который прежде всего учит нас быть чистыми в мыслях и назидает нас любить врагов, и побуждает нас спускаться в глубины смирения, исповедовать собственное ничтожество при совершенном доверии к всемогущему Богу.

Поэтому, если поселилась в тебе мысль о собственной значимости и инаковости сравнительно с окружающими, или если ты допустил оценку, смешанную с осуждением ближнего, задержал взор на чём-либо неподобающем, прилепился сердцем к чему-либо земному, тленному, оставил внутреннее воздыхание пред Богом, призывание Его святого имени, если заглохло в тебе покаяние, нет в тебе благодарения, не испытываешь ты сострадания, милости, любви ко всему сотворённому, не чаешь вечной жизни, забываешь о небесном своём гражданстве, – то всё это в той или иной степени огорчает Святого Духа, Который хочет, чтобы ты сознательно Его в себе имел, с Ним собеседовал, Им дышал, Его силою молился, так сказать, испущал из себя лучи Святого Духа, сознавая себя недостойным сосудом, в котором действительно Он пребывает. Не зря же ты воспринял печать дара Духа Святого.

Не оскорбляйте Святого Духа. Не забывайте, что вы носите Его в себе, что вы призваны Им дышать, Его силою молиться. Святой Дух соткал ваше естество в утробе матери, Он вас просветил и освятил в Таинстве Крещения, Он воскресит ваши телеса в день всеобщего воскресения. Это тот Святой Дух, который поставляет христианина одесную Воскресшего Спасителя, ибо Дух Святой, благодать Его и является внутренним свидетельством милости, единения, сроднения со Христом. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9), – говорит апостол Павел. Не имеет – то есть не смирился пред Ним, не очистился ради Него, не имеет сознания, что Он, Дух Святой, является, собственно, украшением и славою человеческой природы, дарованной нам Спасителем.

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4, 31).

По-славянски сказано несколько сильнее: «Всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула, да возмется от вас». То есть вы должны отбросить от себя все эти страсти. Апостол хочет, чтобы самый корень греха был исторгнут, вырван из пажитей сердца.

«Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 32).

Мало не питать в себе недоброжелательства и не осуждать никого словесно, но нужно наполнить сердце состраданием, милосердием. Будьте нелицемерно добры, всегда прощайте друг друга, не допускайте обид, даже если обижают вас. Как и Бог во Христе простил вас, так и вы прощайте друг друга.

Действительно, Бог послал Сына Своего к тем, кто был врагом Ему, Сыну Божьему. Все мы, по удостоверению Священного Писания, по делам нашим злы. Но Господь простил нам наши грехи, и в неведении, и в ведении совершённые, простил многократные наши отпадения и предательства, едва лишь только мы раскрыли пред Ним язвы души своей. Отец Небесный во Христе и простил, и усыновил нас, отпустив нам тысячу золотых монет. А мы, забывая, что исповеданы и причащены Святых Христовых Таин, в самый день Причастия, ещё не выйдя из храма, уже воспоминаем вчерашние обиды и грешим мелочным недовольством, осуждением. И это ужасно, потому что тотчас повторяется история притчи, когда помилованный господином, получив прощение и отпущение огромного долга, стал душить своего товарища, говорившего: «Потерпи на мне, и всё отдам тебе» (Мф. 18, 29).

Гораздо легче копить добро, чем злобу. Будьте сострадательны, развивайте в себе сочувствие, ибо твой ближний – это ты сам, это сочлен Христова Тела. Прощайте друг друга с готовностью и радостью, потому что сами вы прощены Христом, если только стараетесь благодарить Его за полученную милость.

Вот содержание IV главы Послания апостола Павла к ефесянам. И мы на этом завершим сегодня наше чтение.


1 См.: Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский. Толкование на Евангелие от Матфея. Глава 5, стих 39.
2 Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1905. Т. 11, стр. 124.
На фото: Протоиерей Артемий Владимиров. Беседа 10 марта 2022 г.
Протоиерей Артемий Владимиров. Беседа 10 марта 2022 г.
декоративная горизонтальная черта




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные