Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Учение о Святой Троице

Протоиерей Артемий Владимиров

В этом году исполняется 1630 лет со дня созыва II Вселенского Собора в царствовавшем граде Константинополе при императоре Феодосии I Великом. Ведущими деятелями Собора были святители Григорий Богослов и затем святой Григорий Нисский. Главный плод их трудов — нерушимое утверждение Никео-Цареградского Символа веры, дополненного последними пятью членами. Собор, опровергнув и разбив духоборческую ересь, засвидетельствовал единосущие Отца и Сына и Святаго Духа, повелел воздавать Третьей Ипостаси подобающую честь как Богу. Дух Святый, по богооткровенному и непогрешимому учению Церкви, равночестен Отцу и Сыну и имеет с Ними единое Божество.

На Соборе просиял благодатью премудрости святитель Григорий Нисский, муж, соединявший обширную учёность и высокий ум с непревзойдённой святостью жизни.

С благодарной памятью склоняя главы пред этими великими светочами веры, мы, чада Святой Соборной и Апостольской Церкви, едиными устами и сердцем исповедуем как в первом, четвёртом, так и в двадцать первом столетии Троицу Единосущную и Нераздельную1. А на самый праздник новозаветной Пятидесятницы дружно призываем Царя Небесного, Утешителя, Духа истины прийти и вселиться в нас и, очистив от всякия скверны, спасти души наши2

Будучи наперсниками святой веры, мы ощущаем дыхание Духа в ноздрях наших. Имея в сердце драгоценный залог Духа, мы вопием Богу с дерзновением: «Авва, Отче!», ибо восприняли в Крещении не духа боязни, но Духа любви и истины.

Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»3

Господь Бог Дух Святый, по верному слову Спасителя, наставляет нас на всякую истину и возвещает нам грядущее. Помазание Духа учит нас всему, потребному для спасения, ибо Им испытуются и глубины Божии. Благодать Святаго Духа, в день Святой Троицы обильно изливающаяся на Церковь, есть главное и неотъемлемое сокровище православных христиан, имея которое, мы возводимся в достоинство сынов света4 и сынов Царствия.

Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия5...

Тот, кто не имеет в себе Духа, то есть не живёт Им, не сообразует с Его святыней собственные помышления и чувствования, тот вовсе не признаётся апостолом Павлом Христовым учеником, но носит в себе по необходимости дух лукавый6.

Итак, друзья, почтим по достоинству деяния II-го Вселенского Собора, обретём в стяжании Духа Святаго Божия главную и подлинную цель земного бытия! Благодать, она одна-единственная способна свершить (при нашем непрестанном содействии) дело очищения падшего естества и претворить каждого из нас в обитель Пресвятой Троицы! В награду за правое исповедание веры и соответствующую вере благочестивую жизнь Дух Святый как Бог благий и всемогущий царственно действует в нас, научая персты наши на брань7, раскрывая пред нашим мысленным взором все явные и тайные козни безплотного врага, осеняя нас необходимой силой к противоборству лукавому и низложению его коварных замыслов.

Преподобный Антоний Великий, знаменосный наставник всемирного монашества, говорит, что истинного ученика Христова всегда покрывает невидимая Божественная сила, которая вспомоществует христианину во всех предпринимаемых им делах богоугождения. Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!8 Дух Святый дарует нам, чадам Отца Небесного, с покаянием возвращающимся в истинное Отечество, лучшую одежду — росоносное, огнезрачное, легчайшее воздуха, снеговидное одеяние благодати. Такими высокопоэтичными, чудными словами святые отцы именовали силу Духа, облекающую душу и тело христианина наподобие льняной одежды ветхозаветных священников, служившей символом чистоты и непорочности помышлений.

Святитель Игнатий Кавказский уподоблял действия благодати в сердце кающегося и внимательно молящегося подвижника небесному огню, который не опаляет, не сожигает душу, но таинственно просветляет и прохлаждает её, даруя ей не сравнимую ни с какими земными прелестями радость.

Поистине благо иго непогрешимой веры во Святую Троицу и легко бремя нелицемерного благочестия, то есть жизни по вере! А значит, не должно нам жалеть ни сил, ни времени на подвижнические труды по стяжанию чистоты, смирения и милосердия, которые приоткрывают дверь сердец наших для веяния хлада тонка9 — благодати Духа Святаго.

Входя ныне во дворы Господни10 православных храмов, украшенных на Троицу зеленью и цветами, оправим, друзья, светильники наши, чтобы они не оказались праздными, пустыми, обнажёнными от действия благодати Христовой. Покуда не поздно, обратимся к торгующим — бедствующей братии нашей — и приобретём у них делами благотворительности и милосердия живительный елей Духа11. Ведь всякое, по удостоверению Саровского светильника, добро, Христа ради совершаемое, приносит в сердце благодать Господню.

А особенно порадеем о покаянии, искреннем исповедании согрешений наших с решительным отвержением их.

Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю12.

«Аще будут грехи твои, яко багряное, — яко снег убелю; яко червленое, — яко волну убелю», —  говорит Господь. С детской верой царя и пророка Давида воззовём к Спасителю: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей13. Если мы, будучи злы, умеем делать благие даяния детям нашим, не тем ли паче Отец наш Небесный даст Духа Святаго просящим у Него?

Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него14.

Наслаждаясь обилием благодати, которая ищет простые и незлобивые сердца, обретя за спиной крылья благодарственной сыновней молитвы, будем чисто славить Пречистую Троицу – Отца, Сына и Святаго Духа, свидетельствуя миру о неизреченном богатстве Божией благости, наполняющей наши храмы и, дай Бог, души наши. Аминь.


1 Текст Божественной литургии перед чтением Символа веры.
2 Ср.: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины ... прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша» (из молитвы Святому Духу).
3 Рим. 8, 15.
4 Лк. 16, 8.
5 Мф. 13, 38.
6 См. 2 Кор. 11.
7 См. Пс. 143, 1.
8 Крещальный стих: Гал. 3, 27.
9 3 Цар. 19, 11 – 12.
10 Пс. 83, 3.
11 Притча о мудрых и юродивых девах: Мф. 25, 1 – 13.
12 Ис. 1, 18.
13 Пс. 50, 12.
14 11 Мф. 7 – 11.
На фото: фреска, Троица ветхозаветная.
Троица ветхозаветная. XIV век. Фреска. Сербия, Грачаница
декоративная горизонтальная черта
Статья