Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Уединение Пресвятой Богородицы

Пречистая Богородица, входя в храм Господень, и нас влечёт в храм собственной души, так чтобы мы действительно научились поклоняться Отцу в духе и истине; находясь под Её покровом, стяжали внимательную, сердечную, покаянную, благодарственную молитву, которая отзывается в душе успокоением, смирением, радостью, внутренней полнотой, спокойствием и любовью.

00:14:09
Уединение Пресвятой Богородицы
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Вступив в чреду Рождественского поста, мы чествуем Пресвятую Деву Марию, воспоминая Её посвящение Богу родителями, исполнение святыми Иоакимом и Анной того обета, который они от сердца принесли Создателю, узнав, что Тот их помиловал, исполнив сокровенное чаяние родительских сердец.

Каждый из нас вкладывает своё содержание в словосочетание «Матерь Божия», потому что слово «матерь» соотносится не только с тайной боговоплощения, но и с судьбой каждого из нас. И всякий крещёный христианин, для которого служение Господу является главным делом его земного и вечного бытия, духом знает, что Пречистая Богородица ближе к нему, чем кто бы то ни было из людей, даже ближе самой родительницы по плоти. И это свидетельство того, что Всемогущий Бог Сам явил Своё присутствие Пречистой Деве Марии. Она путём земного подвига взошла в теснейшее богообщение, достигла обожения – всецелого освящения Своей природы, так что не только породила Богочеловека, но и вместила Божество в собственное сердце.

И поэтому, в Боге и с Богом пребывая, уже на земле обретя благодатное бессмертие, Матерь Божия и видит, и слышит, и печётся о спасении каждого из нас. Объемля Своим материнским взором всё человечество, Она созерцает мысли и тех, кто ещё не сопряжён со Христом в таинстве Крещения, и ходатайствует за всех, дабы Божественная благодать нашла путь в сердце каждого рождённого на земле человека.

Это удивительное соприкосновение Её духа в благодати Божией с каждым из нас находится как будто в противоречии с тем образом жизни, что вела на земле Дева Мария. У кого жизнь была более уединённой и отрешённой от земных условностей и земных радостей, чем у Неё? Действительно, первые три года Она была соблюдаема в родительском доме, хранима как зеница ока, как драгоценность, посвящённая Создателю. Затем свершилось с Ней что-то совершенно необычное – ребёнок отдан в руки священства, прощается с земными родителями и пребывает в сокровенности храма Господня. Да, в Ветхом Завете был обычай избранным девочкам воспитываться в одном из помещений храма, но Священное Писание утверждает, что посвящение Марии было особенным. И должно думать, что Она не соприкасалась близко ни с какими иными служительницами Божьими. А затем и вовсе сокровенная жизнь: по видимости обручённая святому Иосифу, сохраняя обет девства, Она пребывает под его кровом в полном безмолвии и тишине.

Событие Благовещения поставляет Пречистую пред Самим Всемогущим Богом. И, обретя от Святого Духа под сердцем Божественный Плод, Пречистая тем паче избегала всякого сообщения с людьми. В Евангелии мы находим считанное число раз, упоминающих Пречистую Деву. Безусловно, и после сошествия Святого на Духа на апостолов, будучи духовной опорой иерусалимской общины христиан, будучи матерью о Господе для учеников Христовых, Она всё равно преимущественно пребывала в уединении, под покровительством апостола любви, святого Иоанна Богослова. Предание сообщает, что Она старалась больше времени проводить в Елеонском саду, на горе, откуда вознёсся Христос, и была вплоть до блаженной кончины хранима покровом Божьим, так что ожесточённые враги Иисусовы, вынашивавшие планы убить Пречистую, даже не могли к Ней приблизиться.

И всё это говорит о том, что и для нас уединение, пусть не целожизненное, но малое уединение на дню – в вечерние ли часы, или в Божьем храме поутру, или при иных каких-то обстоятельствах, является весьма и весьма существенной потребностью нашего бессмертного духа.

И тревожно, и жалко тех крещёных людей, которые вот это самое уединение окрестили одиночеством, боятся его, мучаются, находясь наедине с Богом, с самими собою, и всячески стараются этого уединения себя лишить, что очень легко: достаточно подсадить в комнату телевизор, достаточно вооружиться всякими другими приспособлениями и своё драгоценное внимание устремить куда-то, где с ними будут говорить, шутить, пред ними будут плясать, выкаблучиваться, отвлекать всячески от собственного сердца, лишь бы только не остаться им одним, в одиночестве. Между тем они многого себя лишают, вот так вот зомбируя свою душу и уговаривая себя, что они не созданы для уединения, что им всё равно, с кем, лишь бы общаться, всё равно, на какую тему,  лишь бы поговорить, лишь бы отвлечься от своих невесёлых печальных мыслей.

Дело в том, что никогда Бог так явственно не являет Своё присутствие человеческой душе, как в минуту  всецелого посвящения самих себя Создателю – Отцу и Сыну и Святому Духу. Дух Святой – дух сокровенный, дух, пребывающий втайне. Дух, Которого мир не видел и не знает, и понять не может, и не верит в Него. Но каждый из нас в силу Крещения является Его обителью, причастником Утешителя, в каждом из нас сокрыта Божественная благодать. Вот эту-то благодать мы от себя гоним, мы её куда-то, с позволения сказать, за Можай загоняем, мы от неё отвращаемся, разменивая её золото на глиняные черепки внешней активности.

Никто не спорит, что человек – существо общественное, и все мы соединены друг с другом, но пользу в этом общении приносим друг другу при единственном условии: если в нашем сердце, у нас за пазухой почивает Христос Спаситель, если мы, оказавшись на малое время в уединении, едины с единым Богом беседуем, если мы слышим то, что вещает нам Христос чрез Свое слово в Священном Писании, если наш дух устремляется к Небесному Отцу с покаянием, доверием и любовью, и особенно тогда явственно обращается, когда никто и ничто вокруг нас не отвлекает нас от этого собеседования.

Пречистая Богородица, входя в храм Господень, и нас влечёт в храм собственной души, так чтобы мы действительно научились поклоняться Отцу в духе и истине. Находясь под Её покровом, стяжевали внимательную, сердечную, покаянную, благодарственную молитву, которая отзывается в душе успокоением, умиротворением, очищением, смирением, радостью, внутренней полнотой, спокойствием и любовью, – именно эти-то дары более всего и нужны нашим ближним. Накопив, милостию Божией, эти сокровища, мы можем просто в тишине посидеть с близкими, помолчать, помолиться и по закону сообщающихся сосудов одарить друг друга дарами Святого Духа.

Икона: Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные