Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Что Бог творит, никому не говорит

Проповедь об убиении святого Иоанна Предтечи. Спаситель не предпринял решительно ничего, чтобы вызволить из темницы, защитить и каким-то образом продлить жизнь этого величайшего пророка Израиля.

00:15:45
Что Бог творит, никому не говорит
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с завершением Божественной литургии в день, когда мы воспоминаем убиение, мученическую кончину величайшего из всех людей, Иоанна Предтечи.

Представим себя на минуту его учениками, которые, конечно, знали и скорбели о заключении своего учителя в темницу. Многие из этих учеников уже знали и Господа Иисуса Христа и примыкали к Его последователям. И, хорошо ведая о могуществе чудесного Пророка из Назарета (ведь Он воскрешал мертвых и до, и после того, как Ирод расправился с их любимым учителем), что бы они подумали, что бы сказали, увидев, что Спаситель не предпринял решительно ничего, чтобы вызволить из темницы, защитить и каким-то образом продлить драгоценную жизнь этого величайшего пророка Израиля? А когда Ему сообщили о том, что случилось, то Он отошёл от тех пределов в иное, безопасное место. И, представив себя на месте учеников Иоанна Крестителя или Самого Христа, можно представить себе, какие помыслы недовольства, смущения, осуждения и ропота могли посетить немощные души людей.

Но, по русской пословице, что Бог творит, никому не говорит. Как сказано, Христос не принимал ничьих свидетельств, не нуждался ни в каких доносах, ибо Сам знал, что в человеке. И это повествование о гибели Предтечи учит нас совершенно вверяться Промыслу Божьему, понять который в глубине его и существе никто из нас не может. И, таким образом, мы должны воздерживаться от суждения или осуждения, понимая, что переживаемые нами события, сами обстоятельства окружающей нас жизни – это не совсем то, что нам кажется.

А теперь мысленно перенесёмся на этот вечер или ночь дня рождения Ирода, когда Саломия, дочка его полюбовницы, угодила ему танцем, в достаточной мере бесстыдным. Так что он, отягощённый вином, как и знатные гости, был крайне возбуждён, обещав до полцарства отдать танцовщице: всё, что она ни попросит. Что же она делает? Послушная эта дочка идёт к маме и спрашивает, чего просить. Мама страшной ненавистью ненавидела святого Иоанна, об этом говорит Предание. Ведь когда голова, на блюде положенная, произнесла страшные слова, уже неоднократные слышанные Иродом и Иродиадой: Не достоит тебе имети жену (Филиппа) брата твоего1, эта женщина, которая ничем не уступала гадаринскому бесноватому, получив-таки блюдо, истыкала язык Иоанна Предтечи иглами, а потом бросила самую главу в отхожее место. Так говорит Предание.

И дочка со смирением спрашивает: чего просить? Та отвечает: главу Иоанна Предтечи. Дочка идёт к Ироду и всё до точности исполняет. И, получив эту главу, которая была погружена в собственную кровь, на блюде, относит маме. Опять-таки в знак совершенного послушания. Вот тот самый случай, когда становится ясной непонятная заповедь Иисуса Христа: аще кто не возненавидит матерь свою, не может быть Моим учеником. 

Сам Ирод боялся Иоанна Предтечу и слушал его со вниманием, и многое исполнял из того, что Иоанн говорил. А уже много спустя смерти Иоанна Предтечи саддукеи и фарисеи, то есть совершенно неверующие в Живого Бога люди, не решались объяснить, почему они не крестились в Иордане, почему не каялись вместе с прочими простыми людьми. Ибо народ почитал Иоанна Предтечу за пророка. И эти самые чиновники духовного ведомства боялись сказать, почему они не крестились, почему не послушались Иоанна Предтечу, ведь все почитали его человеком, посланным небом Израилю.

И в этой сцене страшного танца мы вместе с Иоанном Златоустом видим глубину падения человеческого рода. Не можем не согласиться, что через падшую личность действует сам князь тьмы, Вельзевул. Признаем, что женщина в её падении, потерявшая стыд и совесть, является могущественнейшим орудием Люцифера. И люди, находящиеся под влиянием демонов, этой власти противиться не могут. Что, между прочим, и определило совершенно особый характер христианской культуры и быта, когда христианки подчеркнуто, с особой тщательностью относились к своей внешности, избегая малейшего повода подать соблазн, совершенно отказываясь от тех чар, которые кажутся современникам естественными и необходимыми и которых мало какая юная особа избегает. Напротив, делает всё, чтобы эти чары во всей силе воздействовали на окружающих, даже без преступных намерений с её стороны. И благочестивым мужчинам остаётся только  удивляться, как это сейчас сестры во Христе, даже имеющие искру Божию в душе, и нехотя содействуют нечистому духу, с тем чтобы стать вместилищем его губительной энергии.

Возвратимся к святому Иоанну Предтече, который собственными очами видел Духа Святого, слышал собственными ушами голос Небесного Отца, собственной десницей прикоснулся к Иисусу Христу, получив, конечно, благодать, о которой мы не можем ни мечтать, ни представить себе её. Иоанн Предтеча находился в сырой темнице, без всякого утешения, отдалённый от учеников, отдалённый от сотен тысяч людей, которые почитали его за Ангела, и претерпел насильственную смерть.Но, безусловно, не отступил от своей веры в Агнца, берущего на Себя грех мира.

С удивлением можно сказать, что среди современных богословов находятся такие умы, которые вольно-невольно произносят хулу на Предтечу, говоря, что он, находясь в темнице, усомнился в Божественном достоинстве Иисуса Христа. Иначе, спрашивают, почему он вложил в уста учеников вопрос, обращенный ко Господу: Ты ли это, или мы иного ждём, чаем?2 Не буду называть имена этих известных почивших проповедников, но только святые отцы говорят о том, что Иоанн Предтеча никогда ни на йоту не отступил от своей веры, от исповедания Иисуса Христа Сыном Божиим. А учеников наставил так спросить не потому, что сам сомневался, а потому, что те сомневались и получили в ответ на этот вопрос удостоверительные слова Иисуса Христа: пойдите, скажите своему учителю: вот, слепые прозревают и хромые ходят ... и нищие благовествуют3, – то есть это Я, Мессия, и по плодам, по делам каждый может судить о том, кто Аз есмь – Бог истинный и всемогущий, облекшийся в человеческую плоть.


1 Мк. 6, 18.
2 См.: Мф. 11, 3.
3 См.: Мф. 11, 4 – 5.
На фреске Саломия с главой Иоанна Предтечи на блюде.
Саломия с главой Иоанна Предтечи на блюде
декоративная горизонтальная черта
Проповедь