Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Об отношении к личности государя Николая II

Протоиерей Артемий Владимиров

Почему вопрос канонизации Государя соделался камнем преткновения для иных церковных людей, породил разномыслие, дабы, по Апостолу, выделились искусные в вере и жизни?*

На эту причину давно указал приснопамятный архиепископ Серафим Соболев**, видевший в неповиновении богоучреждённой власти, гордостном восстании против самодержавного образа правления источник всех зол, поразивших Русскую землю. По мысли святителя Серафима, этому умственному противлению верноподданных своему монарху обязана неправомыслием, заблуждениями и догматическими искажениями богословская мысль крупнейших иерархов Русской Церкви на срезе двух столетий – XIX и XX.

Нельзя не признать, что души русских людей середины и конца XX века оказались испорченными той же закваской. Болезнетворный вирус антимонархического мышления был привит всем нам в советскую эпоху ещё со школьной скамьи; воздействие этой инфекции в явной или скрытой форме испытали или испытывают все, кто изучал историю по советским учебникам.

Многим очевидно, что споры касательно прославления Царя-мученика выявляют не столько знание или незнание определенных фактов биографии Государя, сколько идейное разномыслие по существу, то есть приятие или неприятие учения Церкви о самодержавной власти.

И всё же, для подавляющего большинства верующих: иерархов, священства, благочестивых мирян, – характерно крайне благоговейное, если не трепетное, отношение к личности последнего Государя, в котором православная душа узнаёт своего Державного отца, царя-батюшку. Искренние верноподданические чувства углубляются почитанием его страстотерпческого подвига во имя горячо любимой Родины. Любовь современных русских (и не только русских) православных людей к венценосному Страдальцу зиждется ещё и на бесчисленных свидетельствах – пророчествах праведников Божиих, подвижников благочестия ХIХ-ХХ столетий, прямо и недвусмысленно высказывавшихся о мученическом венце, уготованном Государю. Эта горячая народная любовь к Хозяину Русской земли, ставшему е` небесным заступником, обезоруживает всякого, кто решился бы беспристрастно исследовать вопрос. Эта любовь, мощными родниковыми струями бьющая из изнемогающего народного сердца, нашла себе выход из-под толщи клеветы и лжи, которыми вот уже целое столетие недругами православной России было окутано имя Царево; эта любовь вселяет уверенность, что канонизация государя Николая Александровича с его Августейшей семьей есть дело не человеческое, но Божие.

Сегодня, сплотившись вокруг Царственных страстотерпцев и мучеников, подымая свой взор к их «распятой высоте», выразим, братья и сёстры, твёрдую веру и надежду в то, что Русский мир благодаря их молитвам возрождается и наше Отечество обретает исконную, присущую ему державность, столь необходимую для спасения всей вселенной от духа безбожия, растления и сатанинской гордыни.

 


*Ср.: 1 Кор. 11, 19.
** 3 февраля 2016 года члены Архиерейского Собора Русской Православной Церкви единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, почитаемого как в Болгарии, так и в России.
Император Российский Николай II Александрович, страстотерпец
Император Российский Николай II Александрович, страстотерпец
декоративная горизонтальная черта
Глава из книги «Царственные страстотерпцы и судьбы России»