Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







В ожидании Утешителя

Спа­ситель по­веле­вает апостолам в те­чение де­сяти дней го­товить­ся к ка­кому-то уди­витель­но­му, не­понят­но­му, не­пос­ти­жимо­му для них со­бытию. И ник­то из них да­же не мог предс­та­вить се­бе, как свер­шится ис­полне­ние обе­това­ния и да­рова­ние им Ду­ха Уте­шите­ля.

00:14:36
В ожидании Утешителя
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с праздником Вознесения Господня!

Завтра воскресный день по Вознесении, а в пятницу мы завершаем это недельное празднование и приступаем к совершению Троицкой родительской субботы, поминовению усопших в преддверии Новозаветной Пятидесятницы. Через субботу вечером – всенощная под праздник Святой Троицы, и в воскресенье – две праздничные Божественные литургии.

Вспомним, что апостолы, проводив очами Воскресшего Христа, Который у них пред глазами в сиянии Божественной славы восходил ко Отцу, десять дней пребывали в совершенно особом состоянии и расположении духа. Им было обетовано, что исполнится проречение Христа Искупителя, исполнятся древние ветхозаветные пророчества, и они, апостолы, уверовавшие в Бога во плоти, станут сосудами Духа Святого, на них снизойдёт лишь отчасти ими познанная сила Божественной благодати. Отчасти, потому что они не были непричастны к дарам Святого Духа: помазывали больных маслом, и те исцелялись, даже мёртвых воскрешали силой Божией, врачевали всякую болезнь в людях. Бог подкреплял слово учеников, ещё не возрождённых Духом Святым, Своим содействием. Проявлялось это, между прочим, в изгнании демонической силы, так что, возвращаясь из окрестных селений ко Христу, апостолы как дети радовались и говорили: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем»1.

А ведь одержимость была, да и остаётся совершенно рядовым явлением в нашей жизни и проявляется в нашей попорченной грехом природе. Все грубые страсти — явная одержимость: пьянство, наркомания, разврат. И те состояния, которые менее заметны — гордость, агрессия, отчаяние, уныние — всё оттуда же.

И вот апостолы, конечно, были причастны благодати Святого Духа, однако Спаситель обетовал им нечто более великое. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек»2... «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит»3...

Но вместе с пришествием этого иного Утешителя Спаситель обещает ученикам ещё то и такое, что привело их в трепет и радость, и восторг. Господь сказал, что Он Сам придёт к ним. Ещё на Тайной Вечери Он засвидетельствовал:

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их (то есть самим делом обнаружит свою преданность, приверженность и любовь ко Мне), тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его (то есть приближусь к нему духом) и явлюсь ему Сам»4. Мы это сегодня слышали на Божественной литургии.

И эти явления самого Воскресшего Спасителя имели место по Воскресении вплоть до Вознесения, а на пятидесятый день, когда Дух Святой в неведомой силе снизошёл на апостолов, Христос таинственно изобразился, явился в их сердцах, дал им осознание Своего всегдашнего соприсутствия, невидимого постороннему внешнему взору. И впоследствии все, сознательно принимавшие Таинство Крещения, становились причастниками даров Святого Духа, Который в раннехристианскую эпоху действовал видимым образом.

И в церковь сходился народ не так просто постоять, но сходился народ в храм уже под воздействием и просвещением Духа Святого. Раскроем Послание апостола Павла к Коринфянам. Как говорит этот замечательный учитель христианства:

Итак что́ же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию.

Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то́ порознь, а один изъясняй.

Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

И духи пророческие послушны пророкам,

потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Та́к бывает во всех церквах у святых5.

Каждый приносил с собою, кто — псалом, кто — песнь, кто — поучение, кто — пророчество, кто — иное какое-то славословие Господа, называвшееся говорением на ином языке. Один пророчествовал, а другой толковал, чтобы не было беспорядка. На благодатном апостольском богослужении каждый по мере веры своей являл присутствие в нём вышеестественного дара Святого Духа, но самый великий из даров — это любовь, которая своим дыханием сообщала апостольской общине единомыслие, радость, проявлялась во взаимопомощи такой, что люди даже ничего не называли своим. Каждый приносил и полагал к стопам апостолов от избытков своих, и не было среди христиан бедных — бедность одних восполнялась богатством других.

Итак, Спаситель провожает апостолов, наделяет их благословением и повелевает в течение десяти дней готовиться к какому-то удивительному, непонятному, непостижимому для них событию. И до этого события, до исполнения этого дня никто из них даже не мог представить себе, как свершится это — исполнение обетования и дарование им Духа Утешителя.

А как свершилось, мы можем узнать из Книги Деяний апостольских. И над каждым из нас это событие свершилось в Таинстве Крещения. Хотя, к сожалению, не каждый из нас, принимая Крещение, понимал и осознавал, что с ним происходит, однако в жизни каждого из нас, и вот в ближайший праздник Святой Троицы, это событие может обновиться. И наши сердца, сочетанные с Господом в молитве, очищенные покаянием, сердца, исполненные мира, братской любви, воспримут благодать сознательно, по мере своей веры, и приуготовят себя к посещению Святого Духа Утешителя.

Во всяком случае, в оставшуюся седмицу мы с вами призваны хранить себя от всего, что может нарушить те мир и тишину, которые осеняют нас после Святой Евхаристии. Призваны, особенно где-то в сельской местности, трудясь над грядочками, молиться: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!». И дышится, «и верится, и плачется, и так легко-легко» на лоне природы, созерцая благость Господню — красоту Божьего творения, готовить себя ко Дню Святой Троицы.

Конечно, самое великое в двух речениях Спасителя:

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек2 ...

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.6

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам»4 неким таинственным непостижимым образом.

Конечно, неправильно было бы думать о каких-то видениях — обольщение близко, но вот как говорит поэт: «И в небесах я вижу Бога». И верится, и плачется, и так легко-легко. Действительно, когда Господь нас осеняет Своей благодатью, то мы чувствуем, осознаём Его неизреченное присутствие и познаём это присутствие по обилию мира, тишины, радости и жертвенности.

Поздравляю вас с принятием Святых Таин Христовых!


1 Лк. 10, 17.
2 Ин. 14, 16.
3 Ин. 15, 26.
4 Ин. 14, 21.
5 1 Кор. 14, 26 – 33.
6 Ин. 16, 13 – 14.
Икона: Вознесение Господне.
Вознесение Господне
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные