Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Великое стояние преп. Марии Египетской

Протоиерей Артемий Владимиров

Раньше Великий покаянный канон, который сегодня был прочитан полностью, слушался так, что на каждый тропарь священнослужители и народ свершали земное поклонение, которое именуется в Уставе метанием. Понятно, что немалый труд прослушать все песни канона, каждый из тропарей этой песни отмечая отдельным земным поклонением. Вот почему эта служба, посвященная памяти Марии Египетской, называется Великим стоянием. Вот почему устав предписывает на следующий день ради бденных трудов свершать Божественную Литургию, то есть в четверг утром. Притом что все Часы будут прочитаны поскору, то есть не будут читаться тропари Часов с земными поклонениями, отменяется, по общераспространенному уставу, и молитва преподобного Ефрема Сирина. Свершается она только на Литургии Преждеосвященных Даров, ради сегодняшнего долгого моления.

Мы сегодня слышали, к сожалению, в сокращенной редакции житие, которое все-таки дает представление о вышеестественных подвигах покаяния, свершенных кающейся грешницей в безлюдной Иорданской пустыни. Особенно назидательно прочитать житие преподобной Марии Египетской в полной редакции. Оно сохранилось с глубокой древности и переписано святителем Димитрием Ростовским. В этом повествовании отражена во всех деталях та душевная борьба, которую в течение семнадцати лет вела Мария за чистоту сердца своего. И всякому, пожалуй, серьезному христианину, такому, который действительно хочет победить зло, живущее в сердце, надлежит немало пострадать, помучиться, немалую испытать борьбу в помыслах, чувствах, ощущениях прежде, нежели Божество вселится в сердце и доставит подвижнику победу.

Вот почему для нас так важно и слышать о воодушевляющих нас примерах покаяния, и поучаться из этих примеров. Ибо поначалу особенно, когда мы от греха и порока обращаемся к Богу и заповедям Его, поначалу особенно нелегко разобраться в себе подвижнику-христианину. Какое великое смущение наносит нам лукавый в помыслах наших, как беспорядочны чувства. Как непостижимо естественные помыслы, живущие в сердце,  смешиваются с помыслами бесовскими. Как слабо наше естество, подточенное силой греха. Особенно в случае, если нами в нашей беспечности, в рассеянности, в развращенности нажиты порочные навыки, от которых обязательно должно освободиться, если душа желает избежать ада, хочет угодить Богу и верит в Царствие Небесное. Трудно, трудно бывает поначалу нести эти скорби, которые неизбежно возникают на нашем пути по Божьему Промыслу ради нашей пользы. Однако нести этот крест внутренних и внешних скорбей совершенно необходимо.

Житие преподобной Марии Египетской в этом смысле чрезвычайно назидательно. Изучая его, мы можем установить для себя духовные правила, соблюдая которые, не будем обмануты лукавым, не погибнем душою, но победим с Божией помощью. Одно из таких правил великой решимости — надежда на всемогущество Божие. Без решимости сражаться и без надежды на помилование, легко враг введет нас в состояние уныния и расслабления.

Попытается христианин расторгнуть власть тьмы, почувствует, что это — нелегко, и по расслаблению, по унынию вернется на свою блевотину. Не должно так быть. Но каждый должен вместе с преподобной Марией перейти реку Иордан, то есть, обратившись к покаянию, положив руку на плуг благочестия, вспять уже не оглядываться. И даже если случится по немощи согрешить, и даже если наше греховное естество, точнее естество, зараженное грехом, опять возьмет свое и славу нашу в персть вменит, должно тотчас вставать, не корить себя слишком: «Почему ты опять в сотый раз согрешил», не загрызать себя, но, смиренно говоря: «Благо мне, яко смирил мя еси, Господи», вновь браться за дело, прибегая к милосердому врачу Иисусу Христу, Который принимает нас всякий раз, когда мы хотим искренно придти к Его объятиям.

Еще одно из правил, которое видится в житии преподобной Марии Египетской — это умение не собеседовать с возникающими в нашем сердце помыслами, навиваемыми самим врагом нашего спасения. Часто мы забываем о природе смущающих нас греховных помыслов, часто желаем в них разобраться, вступаем с ними в словопрение,  что чрезвычайно опасно для неопытной души. Мы забываем, что имеем дело с чрезвычайно умным, хитрым, лукавым, многоопытным существом, то есть дьяволом. Забываем, что наш ум очень слаб, ограничен, к тому же помрачен грехом и не имеет внутренней просвещающей его силы. Вот почему, когда уму нашему представляются на поприще духовной жизни как бы неразрешимые вопросы, недоумения, не должно тотчас вникать в эти вопросы и недоумения, постольку поскольку их подставляет нам враг. Как некую сеть, силок, узы, чтобы мы запутались, начав разрешать то, что превосходит наше разумение. Ведь путь нашего спасения непостижим, как в существе своем необъятен, непостижим Бог. Мы никогда не сможем понять, как Бог спасает нас, ибо человеку то невозможно, Богу лишь возможно. Вот почему кающемуся, спасающемуся христианину потребна крайняя скромность ума, смиренное суждение о своих умственных способностях. Не должно христианину верить по старинке в земной лозунг «знание — сила», то есть не должно слишком доверять своему уму, но более нужно доверять совести, духу.

Так вот, когда дьявол представляет нашему уму головоломные трудности и смущения, нужно, откинув их в сторону, смотреть в сердце свое и ни в коем случае не терять душевного равновесия, мира, покоя, которые рождаются от веры, рождаются от надежды на милостивого Господа, рождаются от покаянной молитвы. Лукавый много мучил преподобную Марию Египетскую, ежедневно представляя ее уму обольстительные мечтания, греховные образы. Она как бы наяву видела в пустыни то, чего не было рядом с нею: соблазнительные фигуры, яства, обоняла запахи роскошной пищи — всё это было по действу дьявола. Ее естество разделялось на две половины: духом она ненавидела грех, а телесно была уязвляема помыслами, потому что в течение многих лет плотские страсти жили в ее душе и теле. Что может от подобной раздвоенности спасти христианина? Только пламенная молитва. Такая молитва, которая свершается как бы последний раз в жизни. Такой молитве учит нас молится Господь в Гефсиманском саду, когда Он, принимая на Себя чашу,  молился до кровавого пота.

Так поступала Мария Египетская, простираясь крестом на песке и решаясь лучше умереть, но не уступить место дьяволу, который, казалось, рычал над нею и хотел поглотить ее душу. Но то было не дано лукавому. Покров Божий осенял подвижницу, и по временам она, как говорит житие, чувствовала дивное утешение от просвещения Божественным светом, снисходившим на нее и упразднявшим всякую брань. Так и нам, в иной, конечно, мере, дано бывает почувствовать милость Господа в награду за мужественное противостояние греху. Когда мы не позволяем нашему уму отклоняться от молитвы ни направо, ни налево, но лишь влагаем в ум простые сами по себе, но и всесильные слова молитвы: «Боже, милостив буди мне грешному. Пресвятая Богородице, спаси мя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Или иной какой молитвой молится христианин, решительно не обращая внимания ни на образы, ни на помыслы, ни на недоумения, ни на какие хитрости лукавого духа. Если же у преподобной Марии мы не научимся такой целеустремленности в молитве, если не берем толк в дело, будем собеседовать с помыслами, то они с ума сведут человека нерассудительного. Так что он будет вращаться вокруг своей оси как юла или будет лесть на стену,  или будут его разрывать на части страсти. Будет он искать утешения у людей, никогда не найдет этого утешения, потому что в душе его царствуют разброд и шатание. Всё это потому, что позволяет он себе беседовать с вражьими помыслами.

Вот почему чтение, слушание и перечитывание жития преподобной Марии Египетской является дивной духовной пищей, врачующей наши, боримые грехом, но и кающиеся, стремящиеся к свету Божию, души.

Напоминаю вам, в пятницу вечером служба, именуемая «Похвалой Богородицы». Утреня перемежается пением акафиста Пречистой Божией Матери. В субботу Литургия святого Иоанна Златоустого.

Божие благословение на вас  во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Преподобная Мария Египетская
Преподобная Мария Египетская
декоративная горизонтальная черта
00:16:30
Великое стояние преп. Марии Египетской
Проповедь