Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Великопостная беседа

В программе “Беседы с батюшкой” – о Великом посте, молитве святого Ефрема Сирина, покаянии преподобной Марии Египетской, Вербном воскресенье и Страстной Седмице.

00:55:57
Великопостная беседа
Протоиерей Артемий Владимиров

– Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин. Сегодня у нас в гостях настоятель московского Храма Всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров. Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

– Приветствую вас. Да благословит нас Господь на содержательную великопостную беседу.

– Уже идет пятая седмица Великого поста. Буквально сегодня отмечалось Стояние Марии Египетской, в субботу будет отмечаться Похвала Божией Матери. Совсем немного времени остается до Светлого Христова Воскресения. В завершении поста хотелось бы настроить наших телезрителей на великопостный лад.

– Лад этот одновременно и светлый, и печальный. Великое Стояние – замечательная вечерняя служба. Надеюсь, что многие наши телезрители смогли, слушая Великий Покаянный канон Андрея Критского, могли войти душой, умом и сердцем в его русло, которое уносит нас в мир, проводит перед нами галерею библейских портретов.

Тут и согрешивший, но покаявшийся Давид, который оплакивал грех прелюбодеяния. Он тоже был человек и искусился стрелой нечистого духа, однако, нашел в себе силы изблевать, исповедать грех словесно и обрести мир души.

Здесь и евангельская грешница, которая устыдившись собственного нецеломудрия, дерзновенно входит в дом, где возлежит Спаситель с учениками, помазывает драгоценным миром Его стопы, выплакивая свой грех и обретая от Него прощение.

Великий Покаянный канон соотносится с душой каждого, кто внимательно и благоговейно его слушает. Как хочется сохранить в оставшиеся недели Великого поста то безмолвие, тишину, умиротворенность, которыми наполняет нас эта служба.

Впереди, в субботу Похвала Пресвятой Девы Марии. Так именуется один единственный день в году, когда торжественно, на все лады, на все восемь гласов пропевается Акафист Пресвятой Деве Марии, это происходит уже на вечерней службе в пятницу. Это так называемый Великий Акафист, который был первым в своем жанре и в котором мы многократно обращаемся к Деве Марии со словом «Радуйся!»

Самый день Похвалы относится к незапамятным временам Византии, когда Матерь Божия в очередной раз спасла православных греков, и разметала в Босфоре вражеские корабли, когда риза Пресвятой Богородицы была опущена Патриархом в морские воды, а народ молился, дабы город Константинополь, «второй Рим», был спасен от неминуемой гибели.

Дай Бог и нам в эту субботу помолиться, дорогие друзья, и о нашем Отечестве, переживающем трудные времена, и о семьях, о каждом из нас, потому что каждый христианин по природе воин, ему необходимо одержать победу над собственными страстями, грехами, о которых так драматично повествуется в Житии преподобной Марии Египетской.

– Как получилось, что великая грешница, погубившая многие души, была прославлена Церковью в лике святых?

– Прославлена, конечно, не как грешница и блудница. Мы помним, как она, войдя в Иерусалимский храм, вдруг увидела икону Девы Марии и осознала, может быть, первый раз в своей жизни, что Пресвятая Богородица взирает в самые глубины ее испорченного сердца. Удивителен пример святой Марии. Казалось, на ней не было живого места: скольких она развратила, сбила с истинного пути, но сама глубина личности, ее ядро было сохранено Божией благодатью. Она оказалась еще способной восчувствовать свет, посетивший ее по предстательству Пресвятой Богородицы. И как много она грешила, так горячо и каялась. Вот именно за это Церковь и ублажает ее как великую подвижницу. Никто из нас не безгрешен, но как мало мы последовательны в нашем покаянном подвиге. Одной ногой увязаем, другую вытаскиваем. Шаг вперед, два назад.

Преподобная Мария показывает, что в обращенности от тьмы к свету, от идола к Богу самое главное – это целеустремленность и решимость, как воинская добродетель. Христианин призван, забывая заднее, простираться впереднее, по слову апостола. И даже если по невнимательности и немощи, мы вновь оступились, это не основание предаваться унынию и отчаянию.

Сколько среди нас таких, кто уже не надеется выпутаться из сети греха. Святая Мария убеждает нас, что если желаешь, Бог обязательно даст тебе победу. Упал – встань и иди вперед. Снова упал – не унывай, но с Божией помощью подымайся с колен и двигайся вперед. Бог почтит твое терпение и смирение. Терпение равнозначно мужеству, а смирение заключается в том, чтобы верить в воскресшего Христа и что спасение близко и возможно, если с нами Господь.

– Получается, любой грешник, решивший покаяться, может спастись. Всё в руках Божиих?

– Несомненно. И дело нашего произволения. «На Бога надейся, сам не плошай». «Никто как Бог, да сам не будь плох», – говаривал преподобный Амвросий Оптинский. Но так как Бог нас желает спасти, и свидетельство этому пришествие в мир Его Единородного Сына, распятие Его на кресте и победа над смертью в Воскресении, остается второе слагаемое. Оно небольшое, но очень важное. Если говоришь «Господи, я твердо верую, что ты меня очистишь, спасешь и помилуешь. Я грешен, слаб, мне не удается сразу победить грех, как хотелось бы, но несумненно уповаю на Твою благодать». Бог обязательно устроит все к спасению нашей души, поможет очиститься от страстей и насадить в душе Его добродетели: кротость, смирение, любовь, о которых мы и просим Его в великопостной молитве преподобного Ефрема.

Разберите, пожалуйста, подробнее молитву Ефрема Сирина, рассказав, что конкретно мы просим в ней.

– Мало выучить наизусть какой-то сакральный текст, но важно каждое слово, которое мы обращаем к Господу Богу, наполнять реальным, осязаемым смыслом, разуметь, чего именно мы просим.

Господи, Владыко живота моего!

Тот, в руках Которого моя жизнь, смерть и воскресение.

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Мы просим не просто прощения грехов, но чтобы Создатель очистил сосуд нашего духа от нечистой, затхлой атмосферы, которую производят деятельные грехи. От чего именно просим очиститься?

Дух праздности – нет ничего более вредного, чем это состояние ничегонеделания. Свято место пусто не бывает. Если мы не двигаемся вперед, то де-факто отступаем назад. Праздность позволяет дьяволу неприметно проникать в пространство нашего сердца и искушать нас его посулами и предложениями. Поэтому в старину говорили, что деятельного человека искушает один бесёнок, а ленивого, Обломова – целых сто демонов. Начинай потихонечку что-то делать, выходи из апатии, и Божья благодать, как тёплый ветер, наполнит паруса твоей души.

Уныние – прямое  следствие праздности. Если ты не знаешь, к чему приложить силы, всё валится из рук. Уныние – состояние какого-то безнадёжия, когда мир окрашивается в серо-бело-чёрные тона. Нет ничего хуже уныния. Поэтому я посоветовал бы нашей молодежи больше действия. Уныние нападает за тех, кто денно-нощно находится за компьютером. Обездвиженность  – и свет не мил, и хлеб не сладок. Наша христианская позиция совсем иная – бодрость, деятельность, целеустремленность, жизненная активность. Без этого просто невозможно.

Любоначалие – желание властвовать, обладать людьми, поставлять их в зависимость от самого себя. Этакая хлестаковщина, когда собственное «я» раздувается, как мыльный пузырь. Когда ты изображаешь собой нечто, чем в действительности не являешься. Так называемый имидж, а на самом деле фантазия, химера. Любоначалие – мерзкая страстишка, ведь каждый человек – немножко Хлестаков. И чем меньше его должность, тем больше он «гнобит» окружающих, людей, находящихся от него в какой-то зависимости.

Напротив, Бог смиренным, кротким дает благодать. «Кто хочет из вас быть большим, да будет всем слугою», – слова Священного Писания не слишком понятны в наш амбициозный век с его пресловутым лидерством.

Празднословие. Почему вдруг оно появилось в конце этого короткого списка? Мне кажется, слово – это та лакмусовая бумажка, посредством которой мы угадываем, что прячется в человеческой душе. Скажи мне два-три слова, и я тотчас пойму, что у тебя за пазухой. Вот почему внимательное ухо наших телезрителей тотчас понимает, что сокрыто внутри собеседника. И гордыньку не утаишь, и уныние сообщает какую-то вязкость, монотонность, конечно, в мимике и жестах.

Не дай, Господи, мне заразиться этими страстями праздности, уныния, любоначалия и празднословия.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне.

Представим, что человек покаялся, что он изменял своей жене. Простит его Господь? Несомненно, если отрежет раз и навсегда. Но душок блудный останется, и не так просто очистить сосуд с затхлой пищей. Можно выбить смердящие остатки, но чтобы из него не пахло дурно, надо долго промывать его водой. Вот почему Церковь полагает достаточно длительную епитимью человеку, который решил изменить свою жизнь с минуса на плюс и стать верным семьянином, перестав порочить жену своим безобразным поведением.

Дух целомудрия, на мой взгляд, – это лилия, которая сегодня редко благоухает на улицах Москвы, а тем паче Парижа. Но нужно учиться отгонять от себя назойливые, как жирные навозные мухи, помыслы и мечтания крестом и призыванием Иисуса Христа: «Господи, Иисусе Христе, очисти моё больное воображение. Господи, научи меня целомудренно смотреть на лиц другого пола. Господи, научи меня видеть первозданную красоту этого мира, не разжигаться в душе недостойными мечтаниями». Много пота, труда, крови, слёз придется пролить, прежде чем научиться целомудрию, то есть сохранению своего сердца в богоприятной чистоте. Это и есть главная цель образования и воспитания у нас в России. К сожалению, в Министерстве образования на этот счет можно услышать и диаметрально противоположную мысль. Молимся, чтобы Господь низвел небесную росу в наше сердце.

Смиренномудрие. Будем отличать его от «смиренномордия» – антураж, внешность ещё ничего не говорит. Смиренномудрие, мне кажется, заключается в том, чтобы мыслить о себе скромно. Не раздуваться в собственном воображении от мнимой самодостаточности, уникальности, незаменимости. Самодовольство, удовлетворенность – начало застоя. Смиренномудрие – критическое отношение к самому себе, умение со стороны оценивать свои поступки, отдавая преимущество ближним, а среди них всегда найдется немало людей талантливее, креативнее и совершеннее в тех областях, которые мы почитаем своим призванием.

Терпение. Можно ли без него обустроить свой дом и сохранять мирное расположение в кругу домочадцев? Чуть что не по нам – ропщем, унываем, мятёмся, осуждаем. «Претерпевший до конца, спасен будет». Терпение и труд все перетрут.

Любовь – венец всему. Тот, кто имеет человеколюбие, видит образ Божий в каждом, пусть самом опустившемся человеке и готов послужить ему не делом, так словом, не словом, так молитвой.

Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего. Может быть, ещё не всем по силам насаждать в своей душе семена целомудрия, смиренномудрия, любви, но не осуждать соседа все могут. Прекратить переливать из пустого в порожнее, осечь, когда при тебе кого-то пересуживают, сказав: «Давайте, друзья, выберем другую тему». Ведь неосуждение – уже половина спасения, почему, как мне кажется, преподобный Ефрем Сирин, увидев, что не всем по силам первые два задания, дает третье: не осуждай и не будешь осуждён.

 

– Покаяние – неотъемлемая часть поста и жизни каждого христианина. Скажите, как часто нужно каяться в своих грехах?

– Каждому по потребностям, и от каждого по способностям. В таких тонких делах, как исповедь и Святое Причащение, с одной стороны, надо руководствоваться церковными правилами – не реже раза в месяц – это минимум, без которого в наше время просто не выжить.

Можно ли чаще? Конечно! Когда я был студентом филологического факультета Московского университета, по несколько раз на неделе бегал на исповедь к батюшке. Разве кто–то заставлял? Никто и не знал. Такая была жажда очищения от грешков пионерского и комсомольского прошлого. И батюшки принимали, куда им деваться.

– Как быть, если человек не видит за собой особых грехов? Никого не убивает, ни с кем не ругается, не осуждает, живет, как все нормальные люди.

– Такому надо прийти на исповедь и сказать: «Батюшка, я пришел к Вам на исповедь, меня зовут пень. Пень! Который абсолютно неподвижен, абсолютно никому не нужен, как будто безвреден, но уже не способен произрастать черенки, листочки, хотя весна на дворе». Тому, кто исповедует такую философию пня, и жить нужно в Пномпене.

Каяться надо примерно такими словами: «Господи, прости меня за то, что я не ожил душою. Господи, прости меня, что моя молитва еще не заквашивает ума и сердца. Прости, что мое сердце еще не согрелось жалостью ко всему живому. Господи, прости меня, что я скрыто оправдываюсь на исповеди». Это же старушачья исповедь: «Никого не убивала, никого не осуждала». Так же исповедуются бабульки–комсомолки 50–х годов. Молодежь должна видеть и взвешивать на весах Божественной правды и любви собственные несовершенства.

У Василия Великого есть замечательная статья, которая называется «О чем мне плакать». В этой богословской статье он говорит о том, что нам надо исповедоваться не только в грехах, совершенных деятельно, но каяться еще и в том, что мы не достигли той высоты и не стали плодоносить так, как этого ожидает Господь Бог, даруя нам все необходимое для принесения спелых, благоуханных плодов покаяния.

– С Покаянного Канона начинается Великий пост. На пятой неделе Великого поста он вновь прочитывается целиком в один день на службе, называемой Мариино Стояние. Почему?

– Думается, потому, что в этот день совершается память преподобной Марии Египетской, этой великой палестинской подвижнице также посвящается ближайшее воскресение после канона. Думается, Церковь, как мудрая наша воспитательница, дает возможность тем, кто пропустил канон на первой седмице, прекрасную возможность за один вечер кряду выслушать весь канон и исполниться теми светлыми чувствами и мыслями, которые навевает чтение этого канона.

– Что каждый православный христианин должен почерпнуть из этой службы?

– Думаю, что, прежде всего, это детская преданность, обращенность ко Христу Спасителю. Мы должны осознать себя маленькими детьми, которые призваны крепко ухватиться за воскрылия риз Христовых. Эта служба убеждает в том, что Бог беспредельно милосерд, нет такого греха, который бы препобедил Божественную благость. Хотелось бы, чтобы мы исполнились этого светлого чувства надежды: Бог поймет, не оттолкнет, примет и даст силы к исправлению. Вот с этим мажором, христианским оптимизмом мы мало–помалу приблизились бы к завершению Великого поста.

– В пятницу вечером и субботу утром совершается служба Похвала Пресвятой Богородицы. Что это за служба и почему она проходит раз в год?

– Мы уже выяснили, что эта замечательная служба византийского происхождения, когда Церковь воздает благодарность за чудное избавление Константинополя. Но эта служба соотносится и с нами, мы живем в беспокойное время, и вы, наверное, следите за геополитикой: Египет, Сирия, кто дальше? Вот почему опускать руки нельзя, а прилежно умолять Матерь Божию, чтобы наше любимое Отечество укреплялось. Дай Бог нам сплотиться в великую и свободную державу.

Почему служба совершается лишь раз в год? Чтобы не привыкали к хорошему. Скажу про себя: я впитываю каждое слово Акафиста Богородицы, пропеваемого в пятницу вечером, как пчелка хоботком нектар из соцветия. И потом долго–долго в сознании звучат эти высокие радостные слова «Радуйся, древо блогосеннолиственное, им же укрываются мнози». «Радуйся, древо светлоплодовитое, питающее вселенную». Конечно, каждый может после этой службы, зажегши лампадку, прочитать этот акафист дома, что полагается делать по субботам, так поступают иноки, а в древности все православные христиане, почитая в субботу память Пресвятой Богородицы.

– Многих волнует вопрос о частоте причащений в Великий пост. Как определиться с периодичностью?

– Будем бороться за качество, а не количество. Будет качество, количество приложится само собой. Что значит качество? Это значит – в день Причащения не забыть, какого дара ты сподобился. Это значит – сохранить благодать, обильно нас осеняющую, когда мы вкушаем Тело и Кровь Христовы. Умножать благодать делами светломыслия, творя благое, действуя из любви к ближнему.

Не без участия священника, духовника надо выработать для себя определенный порядок, как часто я готовлюсь приобщаться Святых Христовых Таин.

Каковы были в этом отношении великие отцы, имена которых мы произносим с благоговением. Иоанн Златоустый, Василий Великий, святитель Амвросий Медиоланский, Тихон Воронежский, святители Феофан и Игнатий. Все упомянутые светильники благочестия жаждали соединения со Христом больше, чем земной пищи и обыкновенного пития. Святая Евхаристия для святителя Иоанна Златоустого была и воздухом, и светом, и самой жизнью. Вот почему я не буду укорять тех боголюбцев, которые живя чисто, боголюбно, устремляются Великим постом, особенно перед Страстной Седмицей, к святой Чаше и черпают в ней «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Главное – осознание собственного недостоинства, главное – желание прославить Господа чистыми помыслами, главное – умножение любви в этом холодном мире. А источник этой любви – сам Христос, преподающий нам себя в Таинстве Святого Причащения.

– На что еще надо обратить внимание при соблюдении Великого поста?

– Поменьше смотреть телевизор. Поменьше рассеяния, любопытства, которое не во спасение. Побольше сосредоточивать мысли сердца на обращенности ко Христу. А для этого всего–то и надо, что на всякое время на всяком месте призывать Спасителя нашего. Едешь в метро, а в душе звучит, как ручеек, молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

– Следующее воскресение – это уже Вербное воскресение. Расскажите, пожалуйста, о тех событиях, которые грядут на шестой седмице Великого поста.

– Грядет из могилы связанный по рукам и ногам летиями четверодневный мертвец Лазарь, которого Христос вызвал из могилы единым словом. Вот чудо–то великое! Смотрит сейчас молодежь всякую дрянь про мертвяков, привидения и обуревается по ночам всякими ужасами, а света жизни не видела и не знает.

Грядущая седмица закончится свидетельством, что Господь Иисус Христос – истинный Бог. Да уверуют в него мусульмане, иудеи, язычники, индифференты. Потому что кто еще может воззвать из могилы мертвеца, смердевшего уже как четыре дня? Душа Лазаря была воззвана из преисподней, вошла в разрушенный телесный состав, обновленный божественной благодатью. Лазарь выходит из гроба пред лице изумленных иудеев, собравшихся оплакивать его с сестрами Марфой и Марией. Господь прежде Своей смерти уверяет нас во всемогуществе и благости, победив смерть воскрешением Лазаря.

И вслед за этим воскресный день, когда по русскому обычаю с вербами идут в храм в знак веры в то, что Господь воскреснет подобно тому, как сейчас весна воскрешает природу.

Кто может, на Лазареву субботу вкушает икру. Кто красную, кто черную, а кто белую – щучью, минтаеву. Сама икра – символ воскресения, ведь в каждой икриночке сокрыт целый живой организм.

Вербное воскресение – это великий праздник, собственно, завершение Великого поста. Все вы, конечно, помните иконописный образ, где Спаситель восседает на ослике, между тем, как Ему предшествует толпа людей, держащих пальмовые ветви, за ним идут ученики. Спаситель с горы Елеонской сходит в Иерусалим, который стал собранием сотен тысяч людей, и все они, как один, восклицали: «Осанна! Благословен грядый во Имя Господне! Осанна Сыну Давидову!» Казалось бы, Христос был, как никогда, близок к торжеству Своего дела. Однако Он плачет, произнося исполненные горечи слова «Иерусалим, Иерусалим, ты не узнал времени посещения своего. Дом твой остается пустым».

В этом празднике смешаны и радость, и боль. Спаситель недвусмысленно дает понять, что приближается время Его страданий, и вместе с тем младенцы, объятые Духом Святым, воспевают Христу какую–то невероятную песнь, приведшую в негодование фарисеев. Так что Господь вынужден сделать им замечание: «Если младенцы умолкнут, камни возопиют».

В чем значение этого праздника для нас? Конечно, мы хотели бы быть подлинными учениками Иисуса Христа, а не теми, кто через несколько дней в безумии будут кричать «Распни его! Кровь его на нас и на детях наших!»

Обратите внимание: XXI век – это век подмен, превращений, метаморфоз. Священное Писание предупреждает, что в конце времен люди будут иметь лишь вид благочестия, а духа любви, смирения, кротости не найдут в собственных сердцах. Вот почему так опасны лицемерия, ханжество, суррогат.

Почему Спаситель воспользовался осликом, чтобы войти в Иерусалим. Наверное, кто–то из вас, дорогие наши телезрители, ответит: для того чтобы сбылось древнее пророчество Захарии. Конечно, вы будете правы, но если вдуматься в суть события, то ослик символизирует собой каждого из нас. Ведь у многих народов образ осла – образ строптивого, упрямого животного. Этот ослик не спотыкается, не упирается, он кротко шествует вперед, чувствуя над собой Владыку Неба и земли. Дай Бог, чтобы каждый из нас стал таким осликом – орудием, инструментом воли Божией. Сама наша природа, тело с его многочисленными надобностями, душа не так–то легко могут быть укрощены. Сколько в каждом из нас себялюбия, мнительности, обидчивости. Дай Бог, чтобы мы вверили себя Господу, подобно ослику, чтобы Он свободно управлял нами, чтобы мы смогли войти в Небесный Иерусалим, то есть наша собственная душа сделается нерукотворенным храмом, в котором Сам Бог почивает. Вот тайная мысль праздника Вербного воскресения. Дай Бог нам в этом празднике набраться сил для грядущего подвига поста и молитвы в Страстную Седмицу.

– Давайте скажем о тех событиях, которые будут происходить на этой Страстной седмице.

– Думаю, что мы сможем сделать это лишь конспективно и штрихпунктирно в качестве церковного аванса или анонса, поскольку каждый день Страстной седмицы – это особое повествование о страждущем Христе Спасителе.

В первый день, Великий Понедельник, мы будем слушать в Церкви, как Христос изрек смоковнице проклятие. Это дерево было уже подточено червем. Христос любит все живое, Он использует эту, уже засыхающую, смоковницу как символ народа, который перестал приносить плоды покаяния. Некогда таким народом был народ иудейский, не узнавший Миссии. Сегодня спрос с нас, мы – потомки великого народа, призванного плодоносить целомудрием, смиренномудрием, любовью, а на деле что? Вот почему сейчас не время осуждать иных за океаном, а время всматриваться в воды собственной души.

Во Вторник иной день, когда Христос дает последнюю отповедь искушавшим Его саддукеям и фарисеям. Между прочим, читается притча о юродивых и благоразумных девах, которая в этих образах изображает всю человеческую семью, идущую со светильниками навстречу Жениху, Христу Спасителя. Дай Бог каждому из нас иметь лампаду, исполненную святого елея – это и мудрость, и радость о Боге, и благодать Святого Духа. Ибо очень легко получить наименование юродивой, безумной девы: вроде, антураж при вас, а в душе холодно, как в камине с выгоревшими дровами.

Великая Среда. Первая вечеря, вечернее собрание, а не Тайная Вечеря, которая будет вспоминаться в четверг. В среду Христос принимает помазание от уцеломудрившейся блудницы, а Иуда вступает в тайный сговор с первосвященниками.

В Великий Четверг вспоминается установлением Христом Таинства Причащения. Все мы призываемся в Святой Четверток причащаться Святых Животворящих Христовых Таин.

Великая Пятница – это Страстная, Крестная Пасха. Христос на древе, на горе Голгофа. Все в природе замолкает, день строгого поста. Днем, после снятия Христа со креста, мы прикладываемся к плащанице – изображение Христа, лежащего во Гробе.

С пятницы на субботу – великое торжество. Суббота преблагословенная. Христос выводит из ада содержимые там со времен Адама и Евы души праведников. Облачения в храме меняют с черных на белые – отзвук Воскресения Христова.

Хозяйки, готовьте заранее яички и куличи заранее, по обычаю XX века будем освящать их в Великую субботу после Литургии. А поздно вечером приходите в храм уже не в темных одеждах, но в белых и красных, будем праздновать Пасху Великую и Совершенную.

Думается, Бог вознаградит наших телезрителей за их терпение, и всё произойдет так, как мы сегодня и сказали. Вперед к Страстной седмице, а там к Пасхе, к Свету Христова Воскресения.

– Большое спасибо за столь содержательную беседу. Что бы Вы могли пожелать на прощание нашим телезрителям?

– Перейти от слов к делу и, оставив телевизионные приемники, друзья, с постом и молитвой, крестом и любовью шествовать тропой бескорыстной любви, встречая страдания Христовы и Его восстание из гроба в третий день по Писанию.

Думаю, что в ночь на Пасху наши храмы будут наполнены. Русь ещё жива, Русь ещё поет, будем верить, что, восстав из Гроба, Господь воскресит и нашу любимую Россию.

Бог да благословит нас и до скорых встреч.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

 

Богослужение Великого поста
Богослужение Великого поста
декоративная горизонтальная черта