Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Венчание

Протоиерей Артемий Владимиров

Жених и невеста с горящими свечами в руках торжественно выводятся священником на середину храма. Епитрахилью иерей соединяет их персты, ибо Сам Господь соприсутствует Своим избранникам. Кадильный фимиам, воскуряющийся горе, символизирует молитвенную чистоту помыслов, царственную чистоту сердец новобрачных.

Праздничный хор встречает вступающую в брак пару пением псалма пророка Давида, прославляющего Богом благословленное супружество: «Жена твоя, яка лоза, плодови́та в страна́х до́му твоего, сы́нове твои, яко новосаждения ма́сличная, о́крест трапе́зы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа» (Пс. 127, 3 – 5).

Жених и невеста становятся на разостланный плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест и Евангелие. Супружеская жизнь новобрачных в идеале – нетронутый, девственный снег, чуждый тёмных следов греха.

Телесная любовь как слагаемое входит в целокупность духовного и душевного единения супругов, является внешним выражением их таинственного союза. Телесная любовь не является чем-то самодовлеющим в христианском браке, но исполнена светом жертвенности, чуждой эгоистического расчета и похоти.

Церковь накладывает на мужа и жену благие узы, сообразные с нашим естеством, ибо брак есть не разврат, а пристань целомудрия. Охраняя святость чадородия, она внушает христианам гнушаться всего, что грозит повреждением богодарованной способности к деторождению. Свет нравственной любви рассеивает, гонит прочь тёмное облако сладострастия, окутывающее неосвященные союзы. Благодать Святого Духа внушает благочестивым мужу и жене воздерживаться от супружеского общения в установленные Церковью посты, связанные с воспоминаниями о страданиях Спасителя. В среду Господь был предан Иудой за тридцать сребреников, в пятницу – распят, в воскресенье – восстал из мертвых. Под эти дни венчания в Церкви не совершаются, равно как и в большие посты (Великий – накануне Пасхи, Петров – накануне праздника святых апостолов Петра и Павла, Успенский и Рождественский), ибо христиане отдают это время молитве и богомыслию. Вот что пишет апостол Павел в одном из своих посланий: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе...» (1Кор. 7, 4 – 5).

Единомыслие супругов делает лёгким подвиг совместной жизни, ибо разумное воздержание только сплачивает их, а любовь возрастает и крепнет подобно тому, как особой терпкостью и крепостью отличается выдержанное вино.

Убиение детей во чреве – самое страшное, до чего диавол может довести сладострастников, ибо, свершая этот грех, мать закалает ножом собственное дитя, ещё не увидевшее света Божия, ещё не сподобившееся благодатного света в таинстве Крещения. Если покается на исповеди несчастная в содеянном, с намерением не повторять ничего подобного, то простит ей Христос, проливший за нас Кровь на Кресте, этот грех. Хотя до конца дней земного своего бытия кается и болезнует женщина, что вместе с отвержением дара материнства свершила непоправимое. Супружество – это подвиг, требующий мужества и самоотвержения. С момента зачатия во чреве матери образуется телесное естество младенца, непостижимо соединенное с разумной и бессмертной душой. Не без основания замечают, что супружеская жизнь во время беременности матери (равно как и в период кормления) неправильна и вредна, ибо тогда родители, творя недолжное, растлевают душевные качества ребенка – мудрость, стремление к добру, отвращение от предметов порочных, злых. Воспитание начинается ещё во чреве матери1.

Христианский брак духовен, ибо телесная любовь одуховляется благодатью, которая веселит сердца благочестивых родителей и их светлых, разумных, исполненных послушания и кротости чистых детей. Не запрещайте таковым приходить ко Мне, ибо их есть Царство Небесное (см. Лк. 18, 16), – свидетельствует Истина. А мы присовокупим: не запрещайте, родители, рождаться детям своим, ибо тем отдаляете вы себя от Царства самоотверженной любви и правды.

Мы внесли в последование венчания это немаловажное свидетельство Церкви о супружеской любви телесной не по своему произволу и стремлению поучать читателя (хотя это и заповедано нам Богом), но ради верности древним правилам. Именно теперь (когда жених и невеста стоят на белоснежном плате неведения всего тёмного и нехорошего, что сопряжено с супружескими грехами сладострастия) священник должен преподнести им благое наставление о жизни во Христе, заповедуя хранить златую середину разумной и святой любви без уклонения ошуюю или одесную, дабы, с одной стороны, не приносить в жертву сладострастию человеческое естество, а с другой – не уклоняться от исполнения супружеского долга, когда воздержание не является предметом обоюдного согласия.

Ныне мы, чада гордого и тёмного века, неподготовленными вступаем на поприще супружества, именуемого добровольным мученичеством, ибо не всегда влюбленностью можно мерить то, что вырастает после целожизненных трудов в святую любовь мужа и жены, побеждающую самую смерть.

Итак, наставив будущих супругов, священник предлагает жениху и невесте пред лицом всей Церкви принести друг другу обеты верности. Сам Бог приемлет их. Эти обеты и делают союз нерасторжимым. «...Что Бог сочетал, того человек да неразлучает» (Мф. 19, 6).

Вопрошает иерей, обращаясь к жениху:

– Имеешь ли (имярек) искреннее и непринужденное желание и твердое намерение взять в жены сию, быть мужем сей (имярек), которую здесь пред собою видишь?

– Имею, честный отче, – отвечает жених, осеняя себя крестным знамением.

– Не обещался ли другой невесте?

– Не обещался, честный отче.

Эти же вопросы предлагаются и невесте.

Итак, жених и невеста подтвердили пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Заключен естественный брак – начинается его таинственное освящение Божественной благодатью – чин венчания.

Возглас священника «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» свидетельствует о том, что вход в Царство Божие открывается ныне брачующимся. Иерей, являясь устами Церкви, молит Создателя низвести на главы вступающих в брак благословение праотцев: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Моисея и Сепфоры, Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Девы Марии. «...Сохрани их, Господи Боже наш, якоже сохранил еси Ноя в ковчеге, – молится священник, – и да посетит их радость оная, которую имела царица Елена, обретя Честный Крест». Поминает он и родителей брачующихся, ибо молитвы родителей утверждают основания домов (см. Сир. 3, 9). Вместе с чадородием испрашивает Церковь для новобрачных единство душ, долгоденствие, целомудрие, взаимную любовь, союз мира, благодать в чадах, обилие благ земных и венец неувядаемый на Небесах: «...и благоугодивше пред Тобою, [да] возсияют, яко светила на небеси, в Тебе, Господе нашем...»

Наступает незабываемая минута венчания. Беря венцы, украшенные цветными каменьями, с изображением спереди ликов Спасителя (венец жениха) и Богоматери (венец невесты), священник благословляет ими крестообразно жениха и невесту и возлагает их на главы врачующихся. «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Затем, дав невесте поцеловать образок Пресвятой Девы, украшающий венец, священник произносит: «Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». С горящими свечами в руках, замерев от волнения, брачующиеся трижды слышат затем тайносовершительные слова: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!» Трижды иерей крестовидно благословляет пару – и верует Церковь: сама десница Божия низводит благодать Духа Святого на супругов, сочетавая их в одно существо...

Сияют на главах венцы царственности – символ победы над страстями и властвования над самим собой. Сияют венцы мученические, ибо истинная любовь всегда сопряжена с самоотвержением, крестоношением. «Если терпишь, значит, любишь», – говорили в старину. «Истинная любовь долготерпит, милосердствует... не завидует... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает... » (1 Кор. 13, 4 – 8).

Читается вслух всей Церкви послание апостола Павла, содержащее увещание к супругам: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...» (Еф. 5, 25). «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5, 28). «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви...» (Еф. 5, 22 – 23) «...Жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33).

Последнее изречение Апостола: жена да боится своего мужа – говорит о страхе супруги огорчить, опечалить своего избранника, нарушить единение душ и союз мира. Тот же страх лишиться любви (а значит, и присутствия Божия) в семейной жизни должен испытывать и муж, глава которому – Христос.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна. Христос, освятивший Своим присутствием брак в Кане Галилейской, свершает первое чудо: претворяет воду в вино, восполняя недостаток последнего на брачном пиру (см. Ин. 2). Чудо изменения воды в вино Спасителем указует на действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе.

Озаренные и измененные благодатью Святого Духа боговенчанные супруги вместе со всеми предстоящими поют молитву «Отче наш», основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли», да исполняются заповеди Твои в нас и да прославляется имя Твое чрез наш светлый, радостный союз, – как бы возглашают супруги.

Приносится общая златая чаша с красным виноградным вином, над которой священник читает молитву и, осенив её крестом, подаёт жениху и невесте. Новобрачные троекратно испивают её до дна. Супруги подносят к устам единую чашу жизни – с твердой решимостью принять как от десницы Божией все радости и скорби, которые дарованы им будут для испытания в вере, надежде и любви.

Затем, соединив руки новобрачных епитрахилью, держа пред собой крест, пастырь трижды обводит пару вокруг Евангелия, лежащего на аналое. Круговое хождение означает шествие в вечность, соприсутствие Царства Небесного сочетанным силой Божией. Памятуя об общем кресте любви, возложенном сегодня на них, тяготы друг друга нося (см. Гал. 6, 2), супруги всегда будут исполнены благодатной радости светоносного дня венчания.

В троекратном круговом шествии – образ жития нововенчанных. Впереди – духовник, пред которым должно открывать все трудности и временные неустройства, неизбежные в первые годы супружества. Именно таинство исповеди является нравственным, от Бога установленным врачеванием совести, а в таинстве Причащения, преподаваемом чрез руки священника, Сам Христос, непостижимо сочетаясь с нами, изливает в сердца животворящую благодать, потребную нам для самоотверженного исполнения всех Евангельских заповедей. Позади – супруги, соединенные и скрепленные епитрахилью руки которых указуют на то, что их человеческое согласие и стремление шествовать царским, золотым путем взаимной любви благословлено Самим всемогущим Богом, свидетельствующим: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

Снимая венцы с супругов, священник произносит слова, исполненные патриархальной красоты и величия: «Возвели́чися, женише́, якоже Авраам, и благослови́ся, якоже Исаак, и умно́жися, якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия». «И ты, невесто, возвели́чися, якоже Сарра, и возвесели́ся, якоже Ревекка, и умно́жися, якоже Рахиль, веселя́щися о своем муже, храня́щи пределы закона, ибо так благоволил Бог».

Преклонив главы новобрачных и соединив их, священник низводит благословение всемогущей Троицы на богосозданную семью. Муж и жена целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг ко другу.

Затем новобрачные подходят к Царским вратам иконостаса и с благоговением прикладываются к иконам Спасителя и Матери Божией, благодаря Их за свершенное чудо венчания.

Священник благословляет мужа и жену малыми образами, которые как величайшая святыня вместе с венчальными свечами будут храниться дома, в знак чистоты и целости богосозданного союза. Эти иконы Спасителя и Богоматери передаются детям на венчание как родительское благословение.

«Многая лета, многая лета», – звучит в храме праздничное песнопение, и счастливые супруги обращают лица к сродникам и друзьям, чтобы принять от них поздравления и благие напутствия.

Все вышеизложенное предстает нашему сознанию как некий идеал, образ красоты и чистоты, заповеданный нам Спасителем. К нему, этому идеалу, и должны мы устремить силы души нашей, хотя бы сознавали мы себя слабыми, немощными и недостойными. Велика, непостижимо велика милость Божия к кающимся и плачущим о грехах своих. «...Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37), – свидетельствует Спаситель и, простирая к нам руки со Креста, призывает: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас...» (Мф. 11, 28). Бог восполняет Своею благодатью наши недостатки и немощи, не поминая беззаконий наших, когда мы действительно направляем стопы на стезю веры, надежды и любви к Создателю.

В заключение да позволено будет нам начертать несколько стихов из притчей премудрого царя Соломона, воспевшего благословленное Богом супружество в лице помощницы мужа своего: «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» (Притч. 31, 10 – 12). «Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» (Притч. 31, 25 – 27). «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела́ ее!» (Притч. 31, 30 – 31).

 


1 Кстати заметим, что бессловесные животные, в отличие от людей, никогда не преступают пределы естества и учат нас жить «по-человечески».

 

Картина: Таинство венчания.
Таинство венчания
декоративная горизонтальная черта
Глава из книги ««Положил еси на главах их венцы...»»




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные