Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Вера, Надежда, Любовь

Проповедь в день памяти древних римских мучениц. Предметом наших веры, надежды и любви является всемогущий Творец, сила Которого беспредельна, премудрость неисчетна, любовь бесконечна.

00:12:22
Вера, Надежда, Любовь
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днём по Крестовоздвижении. Осталось несколько дней до отдания праздника Воздвижения Креста Господня, и это отдание совпадает с днём святителя Димитрия Ростовского.

А мы сегодня чествуем древних римских мучениц, которых почитает вся вселенная и особенно наш народ, помнящий страдальцев за Христа, за веру и за правду Христову. И никогда, наверное, в России не переведутся женские имена, выбранные родителями и наречённые на их девочках в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

И конечно, с этими именами сопрягаются самые светлые мысли и нравственные совершенства, которые каждый из нас должен, как сад, как цветы взращивать на земле своего сердца. А предметом этих мыслей является, конечно же, Создатель, Спаситель и Судия всех людей, Бог, пославший в мир Единородного Сына Своего. Господь сказал: Веруйте в Бога, и в Меня веруйте1; сие есть истинно спасительное дело, дабы веровать в Бога и в посланного Им в мир Сына Божьего2.

Предметом веры, надежды и любви является всемогущий Творец, сила Которого беспредельна, премудрость неисчетна, любовь бесконечна. Бог превышает всякое о Нём представление и мысль, Он воистину неописуем человеческим словом. Вот почему объять Его можно исключительно верой, дар которой и одновременно потребность в которой насаждена в каждого из нас от рождения. А скудный наш рассудок тянется вслед за устремлением душевных сил к Источнику умного света и начинает что-то понимать, что-то осмыслять, но, конечно же, существа Божьего постигнуть не сможет никогда, как невозможно пригоршней исчерпать море.

Итак, вера есть наше предварительное и безусловное согласие с истинами откровения. Вера есть не что иное, как тяготение к Богу всемогущему, всеблагому и всепремудрому. Вера есть безусловное доверие пред всеми путями Промысла Божьего, пред всеми истинами откровения, запечатлёнными у пророков и апостолов. Вера есть восприятие Матери Церкви, столпа и утверждения истины, как матерь принимает дитя – всем существом: и душой, и телом. И если приложить к этому приятию Церкви, Его (Господа) сло́ва, Его заповедей, приложить ещё и усердие согласовать наши мысли и чувствования с волей Божией, то вера, словно горчичное зерно, благодатное семя, будет углубляться, возрастать в нас, давать свой рост и плод. И перейдёт в действенное начало, благодаря которому мы увидим, что все наши благие мысли, действия будут получать подкрепление, освящение свыше.

Господь свидетельствует, что вера живая, зрячая и горячая имеет силу производить благие изменения в этом мире, так что слово христианина становится делом, а всякое прошение, воссылаемое из глубин верующего сердца, найдёт своё исполнение и восполнение, потому что Божественная энергия осеняет сердце молящееся, кающееся, верующее и совершает то, что мы не можем свершить собственными слабыми силами. Такая вера имеет свойство прозревать грядущее, делает человека проницательным, даёт ему чувство интуиции, помогает ему целостно воспринимать жизнь, а не в её фрагментах, даёт человеку глубину самопознания. Такая вера подобна крыльям, которые отрывают нас от земли, от земных попечений, и делают человеком, взор которого устремлён в вечность.

Безусловно, имея пред собой предмет веры – Господа милостивого, долготерпеливого, мы не можем не уповать на Его помощь и благость. Мы верим не в бездушную инстанцию, не в холодный перводвигатель, но в Бога Живого, нас видящего, слышащего, внемлющего нам, приемлющего наши прошения. Господа, Который пришёл к нам из бесконечной любви к Своему созданию, сразился вместо нас и за нас, ради нас с силами зла, победил их совершенно, покорил, обессилил и влил в наши сердца благодатную энергию, чтобы мы одерживали те же победы, что одержал Господь. При том что делаем это не собственными силами, но предоставляем Ему, таинственно нам соприсущему, споборать за нас, лишь бы мы имели желание, стремление угодить Творцу, лишь бы мы имели смирение, дабы пригласить Его жить в нашем сердце и чрез нас в нас действовать, говорить и исполнять этот мир Своей любовью.

Вот почему христианское миросозерцание, если оно чуждо какого бы то ни было заблуждения, привнесения человеческой лжемудрости, очень светлое и радостное, делает лицо человека светлым, сердце мирным и спокойным. Потому что Бог не только не безучастен к нам, но, Сам всё пройдя и испытав, что относится к человеческим скорбям, Он помогает нам, защищает нас, покрывает. И соответственно, имея пред собою Отца Небесного, Который трогательно печётся о нас, мы имеем непоколебимую надежду на Его помощь, содействие, на прощение наших согрешений, на спасение, которое состоит в живом союзе человеческой личности с Богом в лоне Церкви. Это делает нас исполненными бодрости, энергии, благодарения и, конечно же, согревает человеческое сердце любовью, то есть желанием приобщить или видеть всех окружающих людей приобщенными тому благу, которое даруется нам по милости Божией в лоне Церкви чрез таинства Христовы.

И чем Бог ближе к нам, а мы к Нему, тем человек возгорается большим сочувствием к страждущему человечеству. Ему не приходит уже в голову осуждать тех, кто не ведает Создателя, повернулся спиной к источнику Божественного света. Но он скорее готов плакать о людях, сидящих во тьме и сени смертной, готов простирать к ним руки и слово, только бы они раскрыли свои ослепшие глаза, только бы повернулись к Богу и сами стали причастниками Божественной любви. Любовь Божия, вселяясь в человека, всегда подвигает его на большие и малые жертвы. Любовь Божия всегда учит нас отрешаться от самомнения и себялюбия. Служа ближним, мы делаем это не ради каких-то временных выгод, но ради славы имени Господа. И тем более благодарим Создателя, чем более дано нам трудиться ради наших ближних, ради просвещения их умов и сердец Божественной благодатью.

Причащаясь Святых Христовых Таин, будем молить Господа Бога, чтобы Он прояснил наши мысленные очи, отрешил нас от формализма, буквоедства, даровал нам дар веры живой и зрячей, возвеселил надеждою, согрел наше сердце Своей милостью и любовью, так чтобы в этом тёмном мире мы были отражением Его Божественных совершенств и щедро делились перечисленными дарами с теми, кто и не против ими воспользоваться, ими обогатиться посредством человеческого участия в их жизни.

Святые мученицы Вера, Надежда и Любы, и мати их София, молите Бога о нас, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощницам и молитвенницам о душах наших! Аминь.


1 Ин. 14, 1.
2 См.: Ин. 6, 29.
Икона: святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София
декоративная горизонтальная черта
Проповедь