Воскресение души, обретшей Христа

В программе “Беседы с батюшкой” – об исповеди и Святом Причащении, имеющих силу воскрешать душу кающегося. Сейчас мы не можем прибегать к Таинствам, остаётся только молиться. Рядом ли Бог?

00:50:47
Воскресение души, обретшей Христа
Протоиерей Артемий Владимиров

– Тема нашей сегодняшней передачи: «Воскресение души, обретшей Христа». Я слышал много разных историй о том, как преображался внутренний человек, как расцветала его душа, когда он каким-то образом встречался с Богом, обретал Христа. В Вашей пастырской практике, может быть, тоже есть такие истории?

 

– Я думаю,  каждый из тех, кто сегодня участвует в нашей пасхальной беседе, является свидетелем такой истории, своей истории. Ведь мы с вами верим в Живого Бога, и каждый из нас, как слепой цыпленок, в свое время обрел веру живую, зрячую и горячую. И свершилось это чудо прозрения не только нашим собственным усилием, желанием, но, несомненно, действием Духа Святого.

Я вспоминаю собственную юность, когда первый раз семнадцатилетним юношей ступил на солею (возвышение перед иконостасом) и стал рассказывать священнику, краснея и бледнея, о себе всё. И он, терпеливо выслушав меня, возложил на мою главу епитрахиль, а я интуитивно опустился на колени при прочтении им разрешительной молитвы: «Господь и Бог наш Иисус Христос да простит тебе, чадо, вольные и невольные согрешения. И я, недостойный священник, властью, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов». Тогда я пережил то, что пережил, наверное, каждый из нас в свое время и в разных обстоятельствах. То есть душа моя наполнилась светом.

Насколько она томилась и мучилась в часы, предшествующие этой первой исповеди, настолько я ощущал себя птицей, готовой взмыть в небеса после этой полнокровной исповеди, которая опалила мою стыдливость, замкнутость и раскрыла тайники сердца. Я помню, что, выйдя с этой исповеди, я несколько дней смотрел на мир совершенно иными глазами, потому что изменились люди, изменилось небо, изменилось восприятие всего – такую радость воскресший Христос вложил в мое немощное, слабое, себялюбивое, грешное сердце. И Церковь, которая, как мать, согревает нас своим дыханием и собирает вместе, исполнена этих свидетельств, как древних, так и новых.

Кто из вас не слышал о святом мученике Аврааме Болгарском? Он, родившись в мусульманской семье, слушал голос своей совести, не прельщался мыслью о том, чтобы иметь одну, вторую, третью жену, молился Всевышнему, и ему явился воскресший Христос (читайте житие святого мученика Авраамия Болгарского). При отсутствии проповедников христианской веры Он показал ему язвы на запястьях, на стопах, благовествовал Своему мужественному избраннику истинную веру в Отца и Сына и Святого Духа. Святой Авраамий был жестоко замучен соплеменниками, но не отрекся от Христа. Его мощи почивают во многих храмах. И эти истории повторяются вплоть до наших дней.

А мне, в связи с нашим разговором, вспоминаются слова Господа Иисуса Христа. «Верующий в Меня не увидит смерти, но Я явлюсь ему Сам», – говорит Господь на Тайной Вечере. Действительно, не зря же мы на Пасху поем воскресную песнь: «Воскресение Христово видевше…» И каждый из нас призван ходить пред невидимым лицом Господа. Пасхальные дни настолько значительны и насыщенны, что мы переживаем каждое мгновение – секунду – как вечность, время как будто останавливается, потому что Господня благодать, озаряя и небо, и землю, и преисподнюю, делает наши сердца зрячими. Мы, не видя Христа плотскими очами, ощущаем, осознаем Его присутствие. И в этом, наверное, тайна пасхальной радости, которую у нас никто не может отнять.

 – На той исповеди юности, о которой Вы начали рассказывать, Вы ощутили как-то присутствие Христа?

– Я как раз и говорю о том, что, будучи студентом знакомого Вам Московского университета (Ваш факультет исторический, мой – филологический), я умственно уже пришел к признанию бытия Божия, это было непросто в советские годы. Но одно дело – думать о Боге, знать о Нем что-то, а другое дело, объясняет преподобный Силуан Афонский, – знать Бога и обращаться к Нему. Вот так моя душа и раскрылась, как весенний цветок в лучах Божественной благодати.

Мы призваны соединить и ум, и чувства, и волю, и душу, и тело в устремленности ко Христу. Подобная устремленность и называется молитвенным предстоянием Господу Богу. Конечно, я не могу сказать, что впоследствии все время летал как на крыльях такой пасхальный веры, но забыть это невозможно. И повторяю, настаиваю, что у каждого из наших сегодняшних собеседников такое откровение присутствует в памяти, потому что наш Бог живой и мы утверждаем нашу веру не на песке каких-то отвлеченных философских или этических построений, но на откровении Создателя живому, трепетному человеческому сердцу.

– Скажите, а Вы как-то готовились к этой встрече или она произошла неожиданно?

– Чтобы дойти до исповеди, от меня потребовалось многое. Прочитав как-то о человеческих грехах и страстях, я, наверное, около месяца колебался, потому что мы все привыкли что-то скрывать, скрываться даже от взгляда друг друга, казаться, но не жить. И мне даже пришлось описать это в книге (я ее назвал «Мой университет»): борение, захватывающее сердце молодого человека, идущего на генеральную исповедь. Но совесть, этот голос Божий, подсказывала, влекла меня, несмотря на внутренние препятствия: самолюбие, гордость, скрытность. Поэтому, наверное, исповедь и была столь ошеломляющей, точнее – плодом этой исповеди, ее результатом было живое ощущение Бога, познание Его и умом, и сердцем.

– Есть в истории такие люди, которые вживую видели Христа (я говорю об апостолах и очевидцах Его земной жизни). Они тоже пережили в буквальном смысле встречу со Христом, встречу с Богочеловеком, с Его человеческой природой. И после этой встречи и апостолы, и многие из тех, кто вообще был участником, свидетелем, очевидцем этих событий, оказались очень сильно замотивированы на проповедь о Воскресении Христа. И в евангельских воскресных пасхальных чтениях мы много слышим о том, как Христос посылает Своих учеников на проповедь. Об этой мотивации хотелось бы спросить: что ими двигало, как они настолько прониклись этим ощущением близости Христа, что после этого всю свою жизнь положили на служение проповедничества?

– Конечно, это было не просто эмоциональное впечатление и не просто человеческое побуждение проповедовать Христа в совершенно враждебном мире, где язычники совершали плотские оргии, а начетники-иудеи насмехались над самой мыслью вочеловечивания Бога Слова. Проповедовать Христа в мире, который был погружен во зло, было невозможно, руководствуясь каким-либо человеческим мотивом, воспоминанием, даже личной убежденностью.

Что ими двигало? Кто ими двигал? Их побуждал Дух Святой, Который соделал и соделывает поныне человеческие сердца храмами живого Бога, Который вселился в апостолов – и они стали разумными, одушевленными, свободными орудиями Божественной воли, так что их ум был раскрыт для разумения Писания, Божественная премудрость осаливала каждое их слово (от слова «соль»). Их слово дышало не искусством человеческой риторики, а внутренней силой, источником которой была жизнь апостолов во Христе.

И, безусловно, иначе мы не можем объяснить, как ограниченное число простых людей, вчерашних рыбаков, за несколько десятилетий всю вселенную покорило евангельской проповеди. Это воистину Божественная сила, вышеестественная для нас, но обитающая в наших сердцах. Тому мы и радуемся, ликуем и торжествуем, что для нас словосочетание «Христос воскресе» не просто философская формула и не дань старине, но вечно живое свидетельство, что Господь и вчера, и сегодня Тот же, Он обещает нам быть всегда рядом с нами: «Я с вами во все дни до скончания века».

Поэтому, дорогие мои друзья, невзирая на постигшую нас скорбь в связи с карантином и прочими обстоятельствами, я верю и знаю, что и в наших домах, в жилищах христиан обитает Божественная благодать. Совсем не далек тот день, когда мы вновь встретимся с вами, как и Святейший Патриарх нам обещал, в евхаристических собраниях. Будем, подобно апостолам и их современникам, в простоте и веселии сердца преломлять евхаристический хлеб, вкушать Божественную Святыню – Тело и Кровь Спасителя. И эта полнота бытия Церкви есть то сокровище, которое не встретишь более нигде, которое будет прилагать к Церкви спасаемых до последнего часа бытия мира.

– Но ведь после апостолов остались их преемники, святители, потом были и мученики, и многочисленные монахи, преподобные отцы, и таким образом Церковь существует уже две тысячи лет. Если апостолы видели Христа, и после этого на них сошла та самая благодать Святого Духа, и это двигало ими в их проповеди, что же двигало потом всеми остальными поколениями членов Церкви: и мучениками, и святителями, и пастырями, и учителями?

– Помните слова апостола Павла, который, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Как ваш родитель, я пребываю в муках, доколе не изобразится в вас Христос»? Все мы с вами, здесь находящиеся, имеем в себе искру Святого Духа, в таинстве Крещения нам  сообщенную, а это значит, что Господь в потенции находится в нас и с нами; нам только должно очистить свое сердце, свой ум от худых помыслов, от дурных желаний, победить и отринуть злые привычки, очиститься от всякой скверны плоти и духа, чтобы Спаситель явил в нас Свое невидимое, но очевидное и осязательное присутствие.

Вспомним уже упомянутого мною старца Силуана Афонского, который в первых трех десятилетиях двадцатого столетия жил себе тихонечко в русском Пантелеимоновом монастыре, работал на мельнице и непрестанно молился: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Раскройте замечательную книгу, написанную его учеником, архимандритом Софронием, и в первой житийной части вы прочтете о том, как старец Силуан, происходивший из простых русских крестьян, тянувший лямку солдата до революции, однажды увидел Спасителя телесными очами (впрочем, очами Духа). И явление ему воскресшего Спасителя уже на Афоне совершенно преобразило внутренний строй мысли этого молодого инока, он больше не захотел видеть ничего на земле: ни красоту неба, ни роскошь растительности. Но Христос, прекраснейший из всех сынов человеческих, стал достоянием его сердца.

И, повторяю, речь идет не о телесном облике Христа, но о таинственном явлении Господа в глубинах нашей собственной души. И настаиваю уже в третий раз, что и малые дети, и, может быть, пожилые сегодняшние участники нашей беседы, входя в воскресный или в будничный день в Божий храм, могут встать иногда перед иконой и задуматься о чем-то глубоком в преддверии исповеди или подходя к Святой Чаше приобщиться Святых Даров. Но Господь в ведомый Ему час дает нам такое откровение о Себе, что мы забываем все земное и постигаем нравственную цель и смысл нашего бытия в том, чтобы продолжить очищение сердца и дать Господу почить в нашей душе, преобразив и осветив нас.

Таковыми были апостолы, таковы и мы, недостойные и грешные, слабые и немощные. Но то, что каждый из нас выносил, выстрадал свою веру, верит в Живого Бога, – это несомненно. Почему мы и любим паче всего Мать нашу – Церковь, Христову невесту. И очень надеемся, что в ближайшее время наши храмы, по миновании скорбных дней, вновь наполнятся прихожанами. Что именно пребывая в лоне Матери Церкви (а дома ли ты один, в лесу, в пустыне ли находишься, ты пребываешь в лоне Матери Церкви), в евхаристическом собрании, мы познаем особенную полноту веры, Господь особенно удостоверительно являет нам Свое присутствие. И пусть этот день настанет для всех нас поскорее.

– Чтобы вот так же открыть для себя Христа и стать таким же, может быть, ярким проповедником, какими были апостолы, святители и другие члены Церкви в истории, нужно молиться и участвовать в церковных таинствах. Но сейчас у нас есть опыт пребывания без церковных таинств в течение какого-то времени, и нам остается только молиться. Тогда такой вопрос: когда кажется, что весь мир против тебя, как продолжать молиться и верить, что Бог рядом? И рядом ли Он?

– Мы не можем при всем нашем усилии подражать апостолом, потому что это были избранные сосуды Духа Святого. Но каждый из нас действительно благодатью Божией призывается к возможной для него полноте единения со Христом. Каждый из нас призван очищать свое сердце, предоставив Спасителю пребывать на нерукотворенном престоле нашей души. И нам остается в удел не только молитва (молитва – это составная часть благочестия). А глубокое внутреннее покаяние? А внимание ума к сердцу так, чтобы следить за помыслами, отгонять дурные, нечистые мысли? А заповедь о любви, то есть служение ближним и дальним в духе кротости, бескорыстия, смирения и радости? А чтение Священного Писания и постижение слова Божьего? Жизнь христианская очень широка и объемна.

Вы правы, конечно, все мы чувствуем давление мира, лежащего во зле. Большинство средств массовой информации (я сейчас, слава Богу, нахожусь в студии телеканала «Союз», где душа чувствует себя спокойно и радостно, и надеюсь, что эта пасхальная атмосфера нашей беседы передается и нашим собеседникам), большинство светских каналов, порталов несут с собой мирской дух, – дух тревоги, страха, ожесточения, мелькания кадров. Человек не может ни сосредоточиться, ни вздохнуть, он, по простоте погружаясь в эти информационные потоки, вредит своей душе.

Что сказать о мире рекламы, о тех людях, которые совершенно лишены духа веры и, несчастные, стали пленниками этого мира? И мы ими были когда-то: пленниками гнева, гордости, нечистоты. Однако нам, ученикам Своим, Спаситель говорит: мужайтесь, ибо Я победил мир. Святой Иоанн Богослов, любимый ученик Господа, свидетельствует, что Христос воскресший больше того, кто в мире. А в мире лукавый дух заквашивает собой политические события, пленяет умы и сердца людей.

От последователей Христа всегда требовались и требуются рассудительность и мужество, жертвенность и верность Христу. Мы должны быть готовы всегда наступать на хвост и голову нашего собственного эгоизма, себялюбия. Вот главный враг, который пытается выкрасть у нас жемчужину нашей веры. И поэтому наш девиз, дорогие братья и сестры: с молитвой Богу, с любовью к людям, всем смертям назло сохранять ясность ума и мирное сердце, умиротворение души. И, блюдя себя от зол и скверны этого мира, мы, хотя почитаем себя ниже всех, слабее всех, силой Божественной благодати будем свидетелями Господа и Его Воскресения, Он сделает нас свечечками в этом темном мире…

 Умей смирять себя пред каждым человеком, видеть его преимущества. Нам подобает зреть лишь собственное несовершенство и слабости. Мы сумеем, сами того не желая, передать этот огонек веры тем, кто нас окружает. Прорвемся. Как прекрасно сказал президент Великим постом, били печенегов, гоняли половцев – одолеем и эту коронавирусную заразу, и тех, кто выпустил ее, как джина из бутылки. Но не будем о грустном в нашей пасхальной передаче.

– Вопрос телезрителя: «В трудные минуты мне кажется, что Бога нет рядом. Как правильно поступать в такие моменты и что думать?»

– Когда кажется, нужно креститься – во имя Отца и Сына и Святого Духа – и в ответ на все эти бесовские проделки (помыслы, которые они внушают; бесы пытаются внедрить в наше сознание, как фугасы, мысли неверия, уныния, печали) воспоминать Священное Писание, особенно Новый Завет. Хорошо ежедневно к нему прикасаться: главу Евангелия, главу из апостольских посланий читать (прямо с закладочками).

А что говорит нам Господь? Не бойтесь!…Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Вспоминайте 90-й псалом:  Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое…

Ну и, конечно, я посоветую всем вам, дорогие друзья, всегда в уме и сердце содержать всесвятое имя Господа Иисуса Христа. Это краеугольный многоценный камень; держа его за пазухой, мы никогда не станем пленниками лукавого духа.

Смущает тебя мысль неверия – произнеси только: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»,– тотчас отойдет эта слабость. Нападает помысел нечистоты, какая-то блудная мечтательность  – «Иисусе Христе, очисти меня, грешного». Вот уже твое сердце, если ты молишься всей душой, всем разумением, будет светлое и чистое!

Гнетет тебя уныние, печаль; кажется, что зло господствует в этом мире, – ату его! Помните, как А.В. Суворов говорил: «Пуля – дура, штык – молодец!» Коли, режь, бей! «Господи, Иисусе Христе… помилуй меня, грешного!» И полчище демонов (а вместе с ними и экстрасенсов, поклонников всякого сатанизма) обращается в бегство.

Наше оружие, обоюдоострый меч – это молитва, которую мы должны всегда иметь в устах и сердце, – молитва Иисусова. Кто ее не запомнил, послушайте еще раз: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного. Аминь».

– Вопрос телезрителя: «Сколько испытаний должно выпасть на долю человека, чтобы Бог ему открылся?»

– Нисколько. Нужно просто быть простым и смиренным как ребенок. Помните, как говорит Господь, обращаясь к Отцу: Славлю Тебя, Отче… что Ты утаил сие от (так называемых) мудрых и разумных и открыл то (область веры) младенцам... Из уст младенцев и грудных детей (сосунков) Ты устроил хвалу. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Поэтому не думайте об испытаниях, а думайте о том, чтобы экран души хранить чистым от всяких клякс. Главное богоугождение – охранять душу от зла. А мы уже выяснили, в чем оно проявляется: в худых мыслях, дурных желаниях и нечистых чувствах.

Осеняй себя крестом, молись, взирай на людей светло, всем делай добро, почитая себя при этом малой малостью (младенцем, птенчиком), – и Христос всегдабудет держать тебя в фокусе Своего внимания. Ты будешь чувствовать Его присутствие и, не видя, видеть Его перст, который будет указывать тебе тропу бескорыстной любви, дорогу исполнения Его воли.

Хочешь, чтобы Бог тебе открылся, – исполни три пожелания апостола Павла: всегда радуйся, то есть благодари Господа за скорби; всегда молись; за все благодари. То есть чувствуй, исповедуй свою зависимость от Господа, верь Его Промыслу и благодари за каждый прожитый день.

– Отец Артемий, в праздник Пасхи мы вспоминаем не только то, что Христос победил смерть, но и то, что Он принес Себя в жертву. Зачем сейчас человеку может быть нужна жертва? Христос проповедовал любовь к ближнему, в том числе жертвенное служение. Наша вера – вера жертвенная, вера дела. Зачем она сейчас, если в мире преобладает потребительский принцип: нужно взять себе, подумать о себе, позаботиться в первую очередь о себе?

– Установка Германа Грефа на то, чтобы воспитать из россиянина потребителя, меня не убеждает и не увлекает нисколько: я вообще не смотрю в эту сторону. Но вспомним единственный критерий, признак, знак, свидетельство подлинной любви. Это жертвенность: умение отдавать, умаляться, служа ближнему. И без Христовой жертвенности никто из нас никогда не станет личностью, но (в худшем случае) будет только «околичностью».

Каждый разумный человек должен проживать день так, чтобы не было мучительно больно за все часы, составляющие время суток. Что спросит с нас Христос на Страшном Суде? Шесть дел евангельского милосердия. Вы накормили Меня? Вы напоили Меня? Вы одели Меня? Вы впустили Меня в дом? Вы посетили Меня, заточенного в темнице, прикованного к одру болезни?

А делать добрые дела – это вам не потребительство, не шопинг, не посещение кинотеатра. Это труд, труд любви, но какой благодатный, радостный, светлый! Поэтому без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Жертвенность делает нас сильными, крепкими, нужными для Отечества людьми. Поэтому будем чаще взирать на распятие. Не зря священник носит на груди крест Спасителя. Чаще будем по-детски целовать собственный нательный крестик перед сном, осенять себя крестом и приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» Потому что крест – сначала, а воскресение – за ним. Для того чтобы воскреснуть душой (главная тема нашей сегодняшней передачи), нужно немножко потрудиться, чуть-чуть ужаться, пострадать. Если речь идет об избавлении от эгоизма, действительно операции без крови не бывает.

– Жертвенная вера делает нас сильнее, как Вы заметили. Но как обрести силу для этой веры?

– «Мементо мори» – помни о кончине, которая может прийти тогда, когда ее не ждешь. Не зря Христос Спаситель в Евангелии обращает к нам Свой голос: Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Вот почему человек, действительно живущий Христом, дышащий Им, старается сегодняшний день проводить как последний.

А что это значит? Мы призваны трудиться на все сто, вкладывать частичку своей души в каждое слово, действие, разговор. Не трудиться спустя рукава, отринуть всякую расслабленность, знать цену времени («не думать о секундах свысока»), чтобы проживаемое нами мгновение действительно было нам в радость, чтобы душа чувствовала удовлетворение, силу, сок жизни, посвященной Христу.

Я убежден: стоит только взяться за плуг благочестия, то есть начать жить энергично (больше движения, стремления, динамики), как депрессия удалится сама собой. Мы даже забудем, что такое леность. Напротив, будем чувствовать крылья энергии, вдохновения за спиной.

Праздник Пасхи Христовой сегодня щедро наделил нас всеми этими дарами. И дай нам Бог не потерять этого эликсира жизни (благодати Духа Святого), источник которого – Воскресение нашего Спасителя.

– Как праздник Пасхи и событие Воскресения Господня могут помочь нам преодолеть страх и тревогу в жизни?

– Мы как раз и говорим, что Христос – Царь царствующих. Господь воцарися, в лепоту облечеся (есть такие слова в святой Псалтири). Господь открыл нам вход в Свое незыблемое Царство.

Меняется мода, привычки; границы государств суживаются, расширяются. Мы переходим от однополярной модели мира к многополярной (слава Богу!). Россия медленно, но верно обретает свой суверенитет благодаря твердой руке главнокомандующего и мужей разума и силы, которые работают с ним в одной команде.

Все в мире течет, все изменяется, а Христос и вчера, и сегодня Тот же. Он, говоря детскими словами, самый добрый, самый сильный, самый умный. Он всегда с нами. Он есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Поэтому мы, христиане, уже в этой, земной, жизни, в этом земном потоке вместе со всеми находимся в вечности. Нам открыт полог вечности: мы уже граждане Небесного Иерусалима, если только мы действительно те, кем и должны быть. Поэтому долой всякие страхи! Давайте чаще повторять слова царя Давида из одного псалма: Господь просвещение мое... кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? Господи, Иисусе Христе, воскресший из мертвых, помилуй нас!

– Как в трудные минуты своей жизни можно поддерживать, воспламенять в себе веру во Христа, которую, возможно, многие, как и Вы, обрели в какой-то одной встрече со Христом, но потом эффект от этой встречи прошел?

– Это, конечно, таинство Покаяния, в котором, осознавая свою немощь, признавая свою вину пред Богом, сравнивая себя с другими, смиряясь до земли, но веруя в безграничную милость Христа к кающимся, без обиняков называя грехи, обнажая язвы души, мы тотчас, припав к коленям Отца Небесного, получаем от Него милость и импульс энергии вечной жизни.

Мы сегодня говорим о том, что Святая Евхаристия, Причащение Таин Христовых, очень скоро станет всеобщим достоянием чад Церкви. Конечно, для нас это неоскудевающий источник сил. Добавим к этому еще и благодарение. Неблагодарность бывает только черной. Люди, которые перестают благодарить Создателя за наступивший день, кусок хлеба, глоток воды, теряют радость и силу бытия. И, напротив, обретают, если в тайне сердца благодарят Господа, восстав ото сна («Слава Тебе, Боже! Господи, Иисусе Христе, слава Тебе!») или пообщавшись с умным человеком, подышав свежим воздухом, вкусив полдник, выпив кефира с куском пасхального кулича.

Благодарственное расположение к Богу, как утверждает отец Иоанн Кронштадтский, – это уже молитва. Живое чувство присутствия воскресшего Спасителя именно через дух благодарности прививается человеческому сердцу.

– Когда кажется, что мир вокруг грубеет, становится жестче, как сохранить в себе христианскую мягкость и любовь к ближнему?

– Не превращаться самому в грымзу, Скуперфильда или старуху Шапокляк. Мы призваны в общении друг с другом во что бы то ни стало сохранять деликатность, бережное отношение к другому, радушие. Это исконные свойства славянского сердца, особенно сердца, просвещенного благодатью. Улыбка, теплое слово… От доброго слова человек внутренне распрямляется, расцветает.

Поэтому пословица «с волками жить – по-волчьи выть» не для нас. Не наша формула, а Карла Маркса: «Деньги – товар – деньги». Пошлость! Нелепица! Вера, надежда и любовь – вот те основания, встав на которые мы не потеряем себя (постараемся не потерять), но сохраним в себе живую душу, несмотря на отсутствие или недостаток ободряющих нас примеров.

Помним, что дохлая рыба всегда плывет по течению: как все – так и я. Все врут, крадут, матюгаются, пьют энергетические коктейли, несовместимые со здоровьем, – так и я. Ну не наша это философия! Мат не наш формат. Мы живые души. Поэтому, как лососи на нерест, идем против течения. Мы не должны бояться противостоять охмуряющей силе большинства. В этом, наверное, и есть сила личности: смотреть на Господа и святых Его. И если дурной пример заразителен, то добрый пример имеет десятикратную силу.

Я убежден, что наши сегодняшние участники воскресной беседы, чувствуя дарованную нам благодать воскресшего Христа, понесут ее и дальше, делясь с домочадцами верой и любовью.

– Когда кажется, что жестокость и грубость – это уже стиль жизни вокруг, может ли душа сохранить себя в христианской чистоте и вновь встретить Христа?

– С кем поведешься, от того и наберешься. Надо стараться не впускать в свою жизнь людей циничных, с разрушенным ядром души, прожженной совестью.

Я бы рекомендовал чаще смотреть на небо (из окошка-то его видно). Посмотрите, как чудны небеса! Расцветает сейчас вся природа. Зимой ветви деревьев были обнаженными, поникшими, а вот сейчас уже распустилась листва. Слышите, доносится со двора благоухание цветущих яблонь?

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа…

…в ней есть язык...

Чаще общайтесь со зверями, скотами. Действительно, смотришь в глаза Бобику, на мурлыкающего котенка – жить хочется! Вся эта бессловесная тварь, кажется, сегодня ведет себя куда добрее, чем Соросы и Клинтоны. Я думаю, они посмотрят нашу передачу – и тоже захотят стать чуть-чуть добрее.

– Что почувствует душа, если она вдруг снова встретит Христа? Поймет ли, что встреча состоялась?

– Я глубоко верю, что не раз и не два (на заре жизни, во младенчестве или в час кончины), но каждый день мы, совершая молитвы Отцу и Сыну и Святому Духу, становимся способными созерцать воскресшего Христа – как Лука и Клеопа, которые шли из Иерусалима в Эммаус. И когда Христос, до поры до времени неузнанный, преломил пред ними хлеб, в сиянии они узнали воскресшего Учителя.

Слава Господу, что мы не протестанты (я их жалею), не католики (я с ними не ссорюсь), но люди православные. То есть мы, соединенные вместе, действительно чувствуем, знаем, ощущаем на себе исполнение слов Господа: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Впрочем, сегодня Воскресение Христово распространяет свой свет на всех жителей Земли. И дай Бог, чтобы и католики, и протестанты возвратились в лоно Матери-Церкви и полтора миллиарда китайцев, миллиард индусов, восчувствовав силу Воскресшего, оставили свои родовые поверья и склонили главу пред Святой Троицей.

Очень хочется, чтобы человечество, придя к закату своего бытия, восприняло эти лучи Христова Воскресения и желающие быть людьми в самом высоком смысле этого слова обрели человечность вместе со Христом Спасителем в таинстве Крещения, жизни по заповедям, служении ближним в духе веры и любви.

– Батюшка, я хотел бы попросить Вас поздравить еще раз наших телезрителей с праздником Пасхи, обратиться к ним, кратко подвести итог нашей программы, пожелать что-то.

– И конечно, это будет: «Христос воскресе!» Когда мы произносим эти слова, к нам слетаются ангелы. Слыша «Христос воскресе!», искушающие нас демоны, сверкая пятками, бегут наутек. Слова «Христос воскресе!» растапливают самые жесткие, эгоистические сердца.

Когда мы говорим друг другу «Христос воскресе!», возрождается любовь между мужем и женой, у детей возвращается послушание родителям. «Христос воскресе!» радует даже домашние цветы, рыбок в аквариумах, всю живность. И небо и земля, и солнце и луна – вся Вселенная отзывается на наше искреннее «Христос воскресе!» победоносным «Воистину воскресе!» Аминь.

– Батюшка, очень теплые слова. В заключение я также хотел бы Вас поприветствовать этими пасхальными словами: «Христос воскресе!»

– Воистину воскресе! Очень скоро мы встретимся с вами в наших любимых православных храмах.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Светлана Волкова

Протоиерей Артемий Владимиров и Александр Черепенин
Протоиерей Артемий Владимиров и Александр Черепенин
декоративная горизонтальная черта