Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Взгляд на события – 23 июня 2021 г.

В программе «Вечер на “Спасе”» – взгляд отца Артемия на события в стране и мире. «Людей запугали. А предпринимается это для того, чтобы ещё по какому-то параметру расколоть общество. Кому-то нужно всё поставить с ног на голову...»

00:34:45
Взгляд на события – 23 июня 2021 г.
Протоиерей Артемий Владимиров

00:00 Вступление.

00:25 Ваш взгляд на новые ограничительные меры и на ситуацию с короновирусом в целом?

04:50 Как успокоить людей?

06:05 Ваше отношение к вакцине?

07:26 Как Ваши прихожане относятся к вакцинации?

10:30 Как Вы считаете, почему молитвенный облёт Петербурга вызвал неприятие общественности?

13:48 Как относиться к насмешкам над Церковью и молитвой во время пандемии?

15:17 Ваше мнение о роботизации нашей жизни?

18:13 Какое мес­то Церк­ви в циф­ро­визи­рован­ном ми­ре?

21:13 Сделали ли Вы прививку?

22:18 Нынешнее общество могло ли стать победителем в войне?

27:25 Как воспитать в детях любовь к Родине?

30:00 Когда Вы осознали, что такое война?

31:38 Отец Артемий читает свое стихотворение о войне.

Екатерина Аркалова. Сегодня своим взглядом на события в стране и мире поделится с нами протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского женского монастыря города Москвы. Отче, здравствуйте! Собственно, новостей у нас немало, и я предлагаю поговорить обо всех по порядку. И первое, что сейчас на повестке, по-моему, во всех СМИ – это новые коронавирусные ограничения, дискриминация по принципу привитых и непривитых: в рестораны будут пускать только людей с иммунитетом. Общество уже разделилось сейчас: кто-то говорит, что паника излишня, а кто-то говорит, что всё гораздо хуже, чем нам говорят. Как Вы относитесь к этому? Ваш взгляд на новые меры и на ситуацию с короновирусом в целом?

Протоиерей Артемий Владимиров. Я против раскачивания корабля. Потому что раскачаешь корабль, там недалеко и до паники, а паника на корабле грозит крушением. И мне не нравится, если честно, вся эта кампания. Конечно, батюшка – человек маленький, и он выражает своё собственное суждение, не более того, но у меня какая-то горечь в отношении средств массовой информации – они уже давно занимаются тем, что привносят тревогу, смущение, волнение. Вы знаете, я сам по светской профессии – учитель русского языка и литературы, и знаю, что педагог прежде всего должен установить атмосферу спокойствия, дружелюбия, доверия – атмосферу, которая уже способствует креативному, творческому началу, работоспособности.

Вот у меня есть зуб на средства массовой информации. Не буду делать обвинений, но какие-то силы не хотят население успокаивать, а хотят подогревать несогласие, разделение. То были штрихкоды, ИНН, вот теперь прививки – сам я не смотрю телевизор, но прихожане говорят: «А вот вчера батюшка на «Спасе» сказал, что если кто не привился, тот не имеет надежды на спасение, потому что он соблазняет и является потенциальным переносчиком заразы».

Сегодня вообще-то все смотрят инсайдеров, а не то, что плавает на поверхности. И мы видим, что даже в новостных программах какая-то путаница. Вы вот мне объясните: кешбэки, люди едут массово отдыхать, Крым переполнен, Турцию открыли, чемпионат мира по футболу, тысячи людей на стадионах – это можно... Вот теперь говорят, индийский штамм появился. С одной стороны, молодежь его, оказывается, плохо переносит, с другой стороны, подростков не прививают. Такая путаница – всё смешалось в доме Облонских, и, уж если Вы решились меня сюда пригласить, у меня такое представление, что на самом деле не о штаммах идёт речь и не прививках, а о том, чтобы нагнетать тревогу. Я вот против этого.

Екатерина Аркалова. Отче, а как, на ваш взгляд, усмирить это бушующее информационное море, как успокоить людей?

Протоиерей Артемий Владимиров. Я очень надеюсь, что наши поправки в Конституцию дойдут до этого центрального пункта. Очень надеюсь, что сам дух всей этой информационной возни будет вскоре скорректирован. В советское время негатива крайне мало допускалось, напротив, новостные пакеты пестрели нашими достижениями, показывали не какой-нибудь притон, который арестован полицейскими, не каких-то жуликов за решеткой, а людей труда, многодетные семьи. Поэтому мне кажется, что вся эта кампания с коронавирусом носит какой-то подтекст, не относящийся к медицине.

Екатерина Аркалова. А каково ваше отношение к вакцине? Потому что, понятное дело, такими темпами до обязательной вакцинации недалеко. Вот что вы думаете по этому поводу – делать прививку, не делать, полагаться исключительно на волю Господа, или всё-таки довериться отечественной медицине?

Протоиерей Артемий Владимиров. На Бога надейся, сам же не плошай. Если б я был во главе тех, кто формирует программы, то я бы делал особые передачи, на которых бы разъясняли лучше людям о самих вакцинах. Потому что обсуждается – прививаться или не прививаться? А вы вот ответьте людям на вопросы. Они же все смотрят не официальное телевидение, а интернет. Сейчас же очевидно много страхов витает – чипирование, например. Нужно сказать, что отдельные силы, по-моему, брошены на то, чтобы обрабатывать православных, мусульман.

Екатерина Аркалова. Вот об этом ещё хочется спросить. А среди Ваших прихожан каков процент тех, кто «за» прививку и тех, кто «против»? Потому что известно, что среди верующих людей есть даже некое сообщество ярых антипрививочников.

Протоиерей Артемий Владимиров. Людей запугали. А предпринимается это для того, чтобы ещё по какому-то параметру расколоть общество. Я сам государственник, державник, патриот, нормальный батюшка, поддерживаю во всём президента, который гласно заявляет, что прививка не должна быть насильственно-принудительной. А тут противотоки: в одной столице так, в другой эдак. На мой взгляд, идёт какая-то подковерная борьба, не направленная на консолидацию общества. Кому-то, наоборот, нужно всё поставить с ног на голову. Между тем как главный пафос державных людей России – это единство, спокойствие, целеустремлённость, уверенность в завтрашнем дне. Не считаю я мнения прихожан – моё дело как священника народ поддержать, мы сообразовываемся со свободной волей каждого человека – кто-то повышает свой иммунитет, кто-то переболел, кто-то просит благословения принять эту вакцинацию. Всё это допустимо. Россия – это не Запад, где производят странные эксперименты над людьми, у нас есть определённые гарантии нашего президента, поэтому сегодня хотя бы телеканал «Спас» занимается правильным делом и приглашает мирных не экспертов, но батюшек для того, чтобы успокоить людей. Как Вы правильно сказали: «Всё Бог покроет и управит». В конечном счете, и вакцинирование не даёт никаких гарантий – ну что за детский лепет? Никаких гарантий никакие вакцины не дают. Это всё разговор для бедных. Но мы – люди православные, и поэтому каждый имеет свободу произволения. У каждого свои индивидуальные особенности: у кого-то противопоказания, а кому-то в силу социальной его принадлежности к учителям или к пастырям провакцинироваться совесть не препятствует. Важно не поднимать эту волну и пену, не раздражать и без того нравственно замученных людей.

Екатерина Аркалова. Насколько молитва помогает в этой ситуации? Вот владыка Варсонофий накануне совершил молитвенный облёт на вертолёте над Петербургом с образами святых, и это тут же вместо какой-то адекватной оценки вызвало поток неприятия. Откуда идёт этот вектор неприятия?

Протоиерей Артемий Владимиров. Вы, наверное, сами хорошо знаете умонастроение человека, который не умеет любить, не умеет доверять, живёт в мутном облаке собственного эгоизма. Какое это умонастроение? – Цинизм: всё высмеять, вышутить. Вот я учитель русского языка и литературы и знаю, что в каждом классе есть такие опустившиеся дети. Они смеются над учениками, которые хотят учиться и чувствуют ответственность в отношении жизни.

Я думаю, что такие серьезные телеканалы как телеканал «Спас» не должны ориентироваться на эту публику, опущенную в моральном, нравственном, духовном смысле. Ну и обижать нам никого не нужно. Молитва, помогает ли она? Если ты веришь в Любовь, распятую и воскресшую, если Ты обращаешься к Живому Богу как дитя, как сын, обращаешься с верой, надеждой и любовью, по вере твоей да будет тебе.

Конечно, сейчас, как видите, технические условия позволяют не просто пройти пешком вокруг Александро-Невской Лавры, но можно и проехать по окружной дороге, а можно подняться в воздух. Мы, те, кто знают, что в мире царствует нравственный миропорядок, сердцем чувствуем, что есть своя духовная соль за подобным актом веры. Но это же никому не навязывается. Помните историю Израиля? Кто помазывал крестом косяки домов, все были живы и здоровы. Но если тебе кажется, что ты, как агностик, в этом не нуждаешься, ну вывеси из окна флаг: «Не нужно мне никакого освящения», Ангел Божий пройдёт мимо тебя.

Екатерина Аркалова. Спасибо. То есть Вы считаете, что Церковь не должна реагировать на какие-то злые выходки, юмористические шутки – всё со смиренным небрежением принимать?

Протоиерей Артемий Владимиров. Вы знаете, Церковь – мать, мама, исполненная любви, сердоболия, тревоги за будущее своих детей, сердце её распространено в любви. Но вот у неё среди семи детей четверо послушных, а трое – в семье не без чудака – такие олухи, такие митрофанушки. Но мама не перестает любить их, не будет им навязывать своего назидания, в тайне сердца помолится. Церковь – это не агенство печати и новостей, которое тотчас бросается на баррикады и ищет чего-то жареного. Церковь сильна сокровенной своей жизнью, любовью во Христе, энергией Святого Духа. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей»1, а тот, кто уже пресыщен жизнью, ну пусть сидит в своей песочнице. Придёт время, душа всё равно не стерпит нравственной пустоты, и, хоть перед смертью, но позовёт священника.

Екатерина Аркалова. Отче, сейчас от духовной материи обратимся к роботам. Очень большой процент россиян всерьёз озабочены и даже боятся, что в скором времени работники так называемых рутинных профессий – то есть кассиры, машинисты, работники предприятий – будут заменены роботами, и перспектива эта вполне реальна, потому что мы уже видим, что в некоторых магазинах есть самообслуживание через роботизированную систему, более того, некоторые роботы уже обучают медиков, вплоть до учительских профессий. Ваше к этому отношение?

Протоиерей Артемий Владимиров. Я не против, если машина заезжает на мойку, и вдруг появляется милый робот с губкой, со стиральным порошком и, напевая песенку, выполняет эту несложную операцию. Действительно, технический прогресс не остановить, хотя люди жиреют и тупеют, уже не зная, что такое скалка и отбойный молоток, и добрее они от этого не становятся.

Но когда речь идёт об общении с тебе подобными, когда речь идёт о педагогике, о передаче интеллектуального багажа, культурного наследия, все разговоры о роботах – это просто признак прогрессивного паралича. И те политики, которые мечтают заменить маму цифрой, очень скоро, я надеюсь, будут смыты поступательным ходом истории, потому что сегодня за цифру взялись умные люди.

И так как мы питаемся не только официальным телевидением, а смотрим глубинные происходящие процессы, я глубоко верю, что эту дурь, касающуюся образования наших детей, лишение их возможности общаться от уст к устам, от сердца к сердцу с опытным учителем, – это уже сейчас нашло свою отповедь. И сам я в этом отношении не восторженный поклонник всех этих цифровых фэнтези, потому что священники имеют дело с живыми людьми и констатируют, как быстро деградирует человеческое сердце, лишённое полнокровного общения с себе подобными.

Екатерина Аркалова. Вот в этой связи у меня вопрос: каково место Церкви в этом новом кибернетическом, цифровизированном мире? Церковь вступает в противоречие с этим прогрессом или всё-таки как-то адаптируется? Может быть, появляются какие-то новые методы общения с людьми?

Протоиерей Артемий Владимиров. Если под Церковью иметь в виду священнослужителей, народных пастырей, то их дело – выносить нравственное суждение о том или ином процессе, явлении, феномене, не от своего имени, но, пользуясь Священным Писанием и Преданием, указывать на опасность. Наше дело – помогать людям сохранить в себе человеческое начало. Церковь в этом смысле, конечно же, только за развитие во всех областях, но должны быть проведены «красные линии» не только в геополитике, но и в генетике, в биологии, в демографии, в педагогике.

И опыт показывает, что окружённое цифрой человечество теряет человеческий облик. Цифра как такое глобальное явление ведёт человека уже не по направлению к обезьяне, а демонизирует того, кто лишён веры, надежды, молитвы, поэтому всякое явление  мы рассматриваем с рассудительностью, с разных точек зрения, взвешиваем его и указываем на опасную тенденцию и на пути к возвращению к нормальной, полнокровной человеческой жизни.

Поэтому Церковь всегда останется Матерью, исполненной света и тепла, и, думается, что, по мере втягивания в свою орбиту тех, с кого мы сегодня начали беседу, с агностиков, Церковь поможет им нравственно сориентироваться в этой жизни и избежать ложных решений, сохранить в себе сердце, сохранить способность любить – это может только тот, кто смотрит в глаза Воскресшему Христу.

Екатерина Аркалова. Здесь мы поставим многоточие. Спасибо большое! Отец Артемий, у нас есть прямая трансляция в соцсети Youtube и сейчас сыпется огромное количество вопросов Вам: «Сделали бы Вы прививку?»

Протоиерей Артемий Владимиров. Я служу в женском монастыре, где у нас немало пожилых насельниц, притом что, находясь в карантине, долгое время был оторван от основной паствы – по благословению Святейшего Патриарха в монастырях теперь раздельно молятся монашествующие и миряне, – и для того, чтобы служить вновь с народом, я принял предложение матушки игумении и сделал прививку.

Екатерина Аркалова. Всё, вопрос этот закрыт, можем двигаться дальше. И нельзя обойти вниманием день вчерашний – день памяти и скорби. Вчера на обсуждении в этой студии прозвучал интересный тезис о том, что непонятно, каким бы был исход Великой Отечественной Войны, если бы в неё вступило не то общество, а нынешнее, поскольку между ними пропасть. На Ваш взгляд, нынешнее общество могло ли стать победителем?

Протоиерей Артемий Владимиров. Первые дни войны тоже были непростые, ведь не обошлось дело без диверсий – на западном фронте, как раз там, где Белоруссия. А что значит диверсии? Когда армейские составы были не на передовые позиции отведены, а в какие-то летние лагеря. Это значит, что были люди, не только не готовые защищать Отечество, а служившие двум господам. Думается, что и наше время, как мы это прекрасно видим, особое – нет консолидации. Мы вот сегодня говорили о том, что средства массовой информации, кажется, вносят очень много разделения, тревоги, не только средства информации, а может быть какие-то поспешные меры региональные – я не берусь, конечно, судить. Но, с другой стороны, в человеческих сердцах, которые очень глубоки, всегда сокрыта искра Божия.

Война – это страшное, суровое время, оно обнажает и подлость человеческую, и предательство, но и всегда выявляет героев. Убеждён, что в сердцах людей, живущих в России, сокрыто огромное нравственное богатство. Оно не выветрилось, оно не выявлено, и в критических, форс-мажорных обстоятельствах (а война относится именно к такому времени) и выявляется скрытый потенциал. И это доказывает нам и российская инициатива в Сирии, и борьба со стихийными бедствиями.

Я глубоко верю, что русская душа – русская в самом широком значении этого слова – таит в себе Божий кладезь. Но, безусловно, не может не вызывать тревогу то, что открывается нашему взору, когда видишь не то что молодежь, чуждую патриотизма, но молодежь, которая бесцельно слоняется из угла в угол, прожигает жизнь без Божества и вдохновенья, и слёз, и веры, и любви. Поэтому для нас военная тема, воспоминания о Великой Отечественной Войне, 22 июня, – это, безусловно, святое, это наше всё. И замечательно, что из года в год, кажется, вот эти «зацифрованные» школьники, о судьбе которых мы с вами только переживали, едва лишь только начинают читать стихотворение: «Знаешь, Юлька, я – против грусти...», вспоминают «Василия Тёркина» А. Твардовского или иные шедевры: «Жди меня, и я вернусь» – и ты видишь, как распрямляются плечи, как становится серьёзным взор, как уходит эта накипь, это легкомыслие, этот гонор, весьма характерный для современной молодежи, и как будто выявляется лик. Вот этот генетический код, о котором любит говорить наш президент.

Действительно, русская душа глубока. И поэтому не зря сегодня ведётся речь о том, что учебники истории не должны представлять собою «либеральный винегрет». Мы должны вновь подхватить традицию и советского, и царского времени и воспитывать патриотов не на каких-то пустых трафаретах, но уметь соединять поколения, век нынешний и век минувший,  и в этом смысле война и всё, что с ней связано, и изучение Курской, Сталинградской, Берлинской битв – это, может быть, самые важные уроки жизни.

Екатерина Аркалова. Но при этом, если говорить о правильном патриотическом воспитании, как донести до юных, без ложной доли такого казенного патриотизма, эту идею любви к Родине? Потому что понятно, что сейчас очень многие уже рождаются в семьях, которые мыслят о том, что пора бы куда-нибудь… Как этого избежать, как просто рассказать о Родине без ложного и такого дешевого пафоса?

Протоиерей Артемий Владимиров. Нужно самому дышать и прежде всего молитвой о почивших отцах и дедах. И я часто вспоминаю пример одного батюшки в городе Рязани. Он ещё в постсоветское время навострил вчерашних пионеров заниматься поисковыми работами, и в архивах дети под руководством этого батюшки, по образованию историка, стали поднимать материал о духовенстве, о воинах и не только советской России, а царской России, составлять синодики, то есть поминовения; сами же дети под руководством этого батюшки на службе читают эти синодики, ими самими составленные. Вот такое живое приобщение к преданьям старины глубокой, живая связь между поколениями, инициированная взрослым, который живёт этим. Важно, чтобы наши сердца действительно не были мертвыми, продажными, двуличными, фарисейски настроенными, но чтобы у нас действительно возникало желание не ради галочки, не ради красного словца, а уж тем паче не ради коммерции, а из любви поделиться с детьми тем сокровищем, которое мы накопили.

Екатерина Аркалова. Отче, а в Вашей молодости когда пришло то не картинное, не трафаретное понимание войны, а трезвое, настоящее осознание того, что война – это потрясение для всей России и для будущих поколений?

Протоиерей Артемий Владимиров. Трафаретность – навряд ли она когда-то была: мы ещё читали по внеклассному чтению писателей военного времени. И очень важно педагогу, классному руководителю уметь рассказывать. Если детям трудно сегодня читать и писать, то слушать нетрудно. И я убеждён, что живое слово – не online zoom-conference, а живое слово, когда педагог раскрывает створки своего сердца и с любовью смотрит на подопечного, – это великая сила. И нужно уметь облечь в это слово (рассказ, воспоминание, тот или иной сюжет) тему героики. И остается только помечтать, чтобы в нашу школу шли трудиться люди по призванию, те, кто верит, что слово «учитель» пишется с большой буквы.

Екатерина Аркалова. Военным годам и героям войны было посвящено множество и литературных произведений, и кинопроизведений, и театральных. Есть ли у Вас любимый фильм или стихотворение, или произведение о войне?

Протоиерей Артемий Владимиров. Вы хотите, чтоб я прочитал Вам? Я не могу назвать любимым собственное размышление, но я думаю, что участникам нашей передачи всё-таки будет интересно услышать живое слово человека, который сейчас не тянется за томиком того или иного писателя или поэта, а просто поделится своим. 22 июня. Я помню, как несколько лет тому назад в этот день я размышлял в уединении, и размышление вылилось в следующие слова.

Воскресный день, иначе – выходные –
Сулил купанье, танцы, патефон.
Никто не ждал, что на рассвете ныне
Набатный горожан разбудит звон...

На небосводе конь явился чермен,
И всаднику, сидящему на нём,
Попущено убийственное жерло
Направить вниз – где кровь и смерть, и стон...

В военкоматах сотни комсомольцев,
Курносых мальчиков... Они пришли
Не на неведомое богомолье,
Им оставались считанные дни

До свежевырытых могил окопных,
Воронок и лихого воронья.
И не просил никто условий льготных,
У всех судьба и Родина одна...

И жалостные звуки панихиды
Летели над землей, где барабан
Столичного парада звал на битву
И возвещал потери Левитан...

Таким вошёл навеки в нашу память
Конец июня. Сорок первый год.
И времени, поверьте, не умалить
Той скорби смертной, что вкусил народ,

Забывший дачи, танцы, патефоны,
Приникнув к сокровенной глубине,
Где бабкины молитвы, свечи, звоны
И страждущий Спаситель на Кресте...

 

Екатерина Аркалова. Спасибо Вам огромное и за этот разговор, отче, и за эти строки…

Протоиерей Артемий Владимиров. Я рад. Если кого-то, может быть, обидел, особенно служителей средств массовой информации, за информационный террор, пусть они меня простят…

Екатерина Аркалова. Вы не переходили на личности, ничего страшного!

Протоиерей Артемий Владимиров. … но подумают хорошенько о своём призвании.

Екатерина Аркалова. Спасибо большое, отче, благодарю Вас!

 


1 Ин. 7, 37.
В кадре: Протоиерей Артемий Владимиров и Екатерина Аркалова.
Протоиерей Артемий Владимиров и Екатерина Аркалова
декоративная горизонтальная черта




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные