Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О благословении, благоговении и благодарении

Благодарение — вот признак спасающегося человека. «Я самый счастливый из всех земнородных!» И это благодарение делает человека прекрасным, радостным, примирённым, всем довольным. Он хочет весь мир подарить окружающим, потому что ему в этом мире ничего не нужно, — он обладает Тем, Кто создал этот мир. И, таким образом, полученное от Христа благословение выражается в благоговении — трепетном отношении к Дару, благоговение же изливает себя в благодарении, а благодарение рождает любовь — желание поделиться, всех одарить, всем послужить, потому что ничего не жалко богачу, который, чем больше отдаёт, тем больше получает.

00:14:26
О благословении, благоговении и благодарении
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех с днём воскресным, седьмым по Пасхе! В следующее воскресенье мы, даст Бог, будем свершать поклонение Святой Троице — Единому Богу, в трёх Лицах прославляемому, — Отцу и Сыну и Святому Духу.

А сейчас, готовясь к Святому Причащению, ещё раз сосредоточим нашу мысль на богодухновенных словах Евангелия от Иоанна Богослова, который запечатлел слова общего нашего Спасителя, произнесённые на Тайной Вечере:

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

Спаситель имел в виду Себя Самого — Богочеловека, Господа Иисуса Христа. И Он Сам свидетельствовал ученикам: «Аз есмь путь и истина и жизнь» (см.: Ин. 14, 6).

Жизнь — это не обмен белковых тел. И то, что люди, чуждые Божественной благодати, называют жизнью, можно назвать «быванием». Мы с вами рождаемся на свет Божий младенцами, с возможностью воспринять жизнь или отвергнуть её. И даже несмотря на то, что наше личностное существование неуничтожимо, то есть человек обладает бессмертной, неразложимой, неуничтожимой душой, — это ещё не есть жизнь, а лишь потенция к жизни, возможность воспринять жизнь, которая есть Сам Бог и Его благодать.

И для того Иисус Христос пришёл в этот сумрачный мир, повреждённый преслушанием Адама и нашим грехопадением, чтобы подарить нам жизнь, чтобы подарить нам Свое Божество, чтобы всех, кто желает обрести вечное блаженное житие, обогатить, ввести в общение с Отцом и Духом Святым через веру в Себя — Сына Божьего.

И во власти каждого из нас эту жизнь принять или отвергнуть. Мы —  из числа принявших эту жизнь. В час нашего Крещения по вере родителей, крёстных или по нашей собственной вере  Бог вдохнул в нас эту жизнь. И если мы только пожелаем и выполним малые условия и требования, которые обращает к нам Слово Божие, жизнь вечная раскроется в нас, как раскрывается под лучами солнца роза или летний пион.

И нужно быть очень неразумным или совершенно ленивым, или болезненно самолюбивым, чтобы, имея эту прививку, эту вакцину бессмертия — таинство Крещения — так и не уразуметь, не почувствовать, не осознать, не убедиться в том, что по неизреченной милости Господа Иисуса Христа и по нашему собственному желанию или желанию наших родителей мы имеем всё необходимое и достаточное, чтобы стать вечно живыми, бессмертными, блаженными существами. И самые Ангелы, так сказать, завидуют нам — в силу того, что Христос Спаситель таинственно соприсутствует нам, соделав нас членами Своего Тела, прикрепив нас к Себе как к Главе Церкви.

Итак, подлинная вечная жизнь есть единение с Богом, есть причастие Его Божеству. И Христос нам это сокровище, этот дар ниспосылает, если только мы чрез веру принимаем Его благословение. «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14, 1), — приглашает Спаситель каждого желающего наполнить чашу своего сердца из источника живой воды — Божественной благодати. Мы —  из числа принявших это благословение, почему и находимся в воскресный день в Божьем храме.

Однако, восприняв это благословение, нам нужно ещё от себя нечто добавить, чтобы жизнь вечная не покинула нас как вода, утекающая сквозь пальцы. И это нечто именуется благоговением. Сам Христос говорит:

«Я есмь хлеб жизни (Ин. 6, 48). Тот, кто будет вкушать сей хлеб, то есть вкушать Мою Плоть и пить Мою Кровь, будет жить вовек (см.: Ин. 6, 51). ...Я воскрешу его в последний день(Ин. 6, 54). Такой человек будет во Мне, и Я в нем. (ср.: Ин. 6, 56). И чрез Меня причастник обретёт доступ ко Отцу — его сердце станет обителью Отца и Сына и Святого Духа».

Причастник станет сосудом Божества, обителью Святой Троицы и уже здесь, на земле, в сознании чувств, если потрудится, обретёт единство, вступит в общение с живым Богом. Принять это благословение мы все готовимся в таинстве Причащения. Но после Причащения должны приложить благоговение, то есть желание этот дар сохранить, этот дар умножить, с тем чтобы ни на что другое мы внимания уже не обращали, но только на воскресшего Спасителя.

Христос говорит о причастниках:

«...Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6, 16). Они будут Мне сыновьями и дочерями, и изолью на всякую плоть, причастившуюся Моей Плоти, Духа Святого». 

Вот это благоговение, — что имеется в виду, и что оно подразумевает? Подразумевает оно и внимание ума к сердцу, где обитает Христос, и устремлённость наших чувств туда, где поселяется священная тишина и мир, и целеустремлённость. Большинство из причастившихся мгновенно расслабляются, забывают о том, что́ они и Кого они восприняли, начинают празднословить и погружаются в мирскую стихию, как не причастившиеся. А некоторые, может быть, и слушают, что вокруг происходит, и кивают, и отвечают, но всё их внимание обращено вглубь сердца, где и откуда Царь небесный и земной взирает на них, дабы они воздали Ему поклонение.

Благоговение подразумевает и внимательность, и осторожность, и собранность, и целеустремлённость. Такая целеустремлённость возникла бы у каждого из здесь находящихся, если бы он, подходя к Святой Чаше, из рук священника получил какой-то бриллиант в сто каратов и ему бы батюшка сказал: «Это самый большой бриллиант в мире, никому его не показывайте, спрячьте в нагрудном кармане, как бы чего не случилось, и уже дома там рассмотрите хорошенько». И, получив этот бриллиант, он бы всем сказал: «Доброго здоровья! До свидания! Очень приятно!» — и, оглушенный, поехал бы домой и там бы уединился в своей спальне, не веря своим глазам. А тут Сам Христос, камень краеугольный, многоценный, не мёртвый минерал, а живой Бог, приобщающий нас всем дарам Святого Духа.

Итак, за благословением идёт благоговение, то есть желание, восприняв, сохранить; бережное и трепетное отношение к Дару. Это благоговение выражается в благодарении. Благодарение — это когда душа, не помня себя от радости, не прилагая никаких умственных усилий, по наитию изливает свою любовь ко Христу, тайно благодаря, припадая, славословя, ибо эта душа становится самой богатой, самой счастливой, бессмертной, ей открыты духовные горизонты, в ней и с ней Сам Христос, Который обещает приложить к воспринятому небесному Дару все земные блага. 

Благодарение — вот признак спасающегося человека. «Я самый счастливый из всех земнородных!» И это благодарение делает человека прекрасным, радостным, примирённым, всем довольным. Он хочет весь мир подарить окружающим, потому что ему в этом мире ничего не нужно, — он обладает Тем, Кто создал этот мир.

И, таким образом, полученное благословение выражается в благоговении — трепетном отношении к Дару, благоговение же изливает себя в благодарении, а благодарение рождает любовь — желание поделиться, всех одарить, всем послужить, потому что ничего не жалко богачу, который, чем больше отдаёт, тем больше получает.

Вот с таким чаянием, ожиданием, расположением будем приступать, дорогие братья и сестры, к Святой Чаше, а причастившись, будем готовиться к празднику Святой Троицы, Которая являет благословенным и благоговейным, и благодарным сокровище, уже не поддающееся описанию и изъяснению обыкновенным человеческим словом. Аминь

Картина Сергея Феденко
Сергей Феденко. Ангелы
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные