Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Об исцелении гадаринских бесноватых

Мы с вами приступаем к Святой Чаше и в сердце своем носим только что прозвучавшие на Божественной литургии слова евангелиста о гадаринских бесноватых. Всякий раз, когда вникаешь в это повествование, ужасаешься тому, какое насилие свершают демоны над нашей природой, потерявшей образ человеческий.

00:12:31
Об исцелении гадаринских бесноватых
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с днём воскресным, пятым после праздника Святой Троицы, и памятью древней афонской святыни «Троеручица» – так именуется икона Пресвятой Богородицы, пред которой молился один из самых просвещённых богословов Церкви, святой Иоанн Дамаскин, исцелённый Пречистой Богородицей после отсечения кисти по навету. Матерь Божия явилась, предстала Своему гимнографу и песнопевцу и воссоединила отрубленную кисть, та срослась, а серебряная подвеска на иконе была приношением святого Иоанна Дамаскина, прославлением Богородицы.

Его основной труд именуется «Точное изложение православной веры». Он является обобщением всех писаний великих учителей веры, излагает богооткровенное учение Матери Церкви. Средоточием этого труда является изложение догмата о Троице, о боговоплощении. И всякий современный христианин, который хотел бы насладиться восприятием цельного, безгрешного, Божественного Христова учения и узнать для себя много нового относительно тайны собственного спасения, о своей природе человеческой – в книге святого Иоанна Дамаскина содержится много сведений, современных этому иноку, почерпнутых из медицины и астрономии, но, безусловно, главное в ней – это тайна нашего искупления. Прочитав единожды эту книгу, христианин будет настолько просвещён ведением истины (хотя бы умственным ведением), что ему уже не будет грозить никакое заблуждение. А сколько этих лжеучений, искажений веры сегодня тихой сапой пытаются пробраться в наше сознание!

Мы с вами приступаем к Святой Чаше и в сердце своем носим только что прозвучавшие на Божественной литургии слова евангелиста о гадаринских бесноватых, встретивших Спасителя в стране Гергесинской. Всякий раз, когда вникаешь в это повествование, ужасаешься тому, какое насилие (конечно, не без согласия, не без оплошности самого человека) свершают диавол, демоны над нашей природой, потерявшей образ человеческий. Нагие, в изорванных лохмотьях, эти несчастные не имели ни минуты покоя ни днём ни ночью. Через них действовала какая-то разрушительная нечеловеческая сила, как это бывает с припадочными людьми. Их связывали верёвками, цепями, иными узами, потому что боялись за их жизнь – они головою стучались о камни, кричали нечеловеческими голосами. Но как нитки эти верёвки и кандалы были разрываемы демонической силой, обитавшей в несчастных людях. И вдали от селений человеческих они скитались, походили на каких-то страшилищ, а не на людей. Путники стороной обходили эти места – такой страх был на жителях страны Гергесинской, пасших свиней. Тысячные стада там паслись. Заметим, что разведение свиней в Ветхом Завете было не благословлено последователям Моисея.

И Спаситель, Прекраснейший из сынов человеческих – кроткий, милостивый, Бог во плоти – намеренно посещает это место, с состраданием смотрит на обезображенные лица, на гримасы этих бесноватых. Демоны воют в них: «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас... если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф. 8, 29, 31). И Спаситель единым мановением перста и слова Своего изгоняет бесовскую силу, свиньи тонут в пучине, в безумии бросаясь с крутизны, а бесноватые, обретая здравие, здравый рассудок, спокойствие, мир, уже облачённые в одежды, которые кто-то им принёс, сидят у стоп Спасителя в ясном уме и твердой памяти и взирают на своего Благодетеля.

И вот это созерцание окрестными жителями исцелённых, которые, как два больших ребёнка, смотрели в уста Христа, и повергло в трепет и ужас, и страх пришедших. Они не могли поверить, что это возможно. Недалеко и мы с вами ушли от сказанного, потому что демоны и до нас пытались добраться и добрались, к сожалению. И, оглядываясь на прожитые годы, мы видим, что разрушительные страсти почти низвели нас на дно адово. Благодарение Христу, Который простёр нам Свои объятия, привлёк нас в лечебницу Божьего храма, обновил в нас благодать Крещения, воспользовавшись нашим желанием покаяться, и, как блудным детям, дарует новую, чистую одежду оправдания, смирения, чистоты и любви, в Таинстве Причащения возрождая нашу испорченную, обезображенную природу – и душу, и тело.

И мы видим, что предназначением человека и является это приседение стопам Иисуса Христа. Тот, кто действительно понимает, какое благодеяние оказывает ему Господь, тот до самой до сути доходит, рассматривая своё прошлое, настоящее и вверяет себя Богу, как Мария из сегодняшнего повествования, забыв всё и вся вокруг себя, все земные хлопоты, взирает на Христа, слышит Его слово, постигает верою Его Божество, как губка, впитывает благодать Святого Духа, которую подаёт нам Спаситель по Своему человеколюбию.

И в этом-то – конечное предназначение каждого из присутствующих здесь, независимо от пола и возраста, и рода занятий. И именно у Святой Чаши Господь Бог просвещает наш ум, возвращает нам понимание смысла нашего земного бытия. Господь – наше всё. Бог в нас, а мы – в Нём. И мы едины в Нём, а Он, поселяясь, обновляя Свое присутствие в нашем сердце, чрез нас изливает в этот мир Божественную благодать, так что царствует между людьми не то, что было вчера, – обиды, недоразумение, осуждение, отчуждение, – а любовь, радость, которая в нашем сердце поселяется от возможности послужить ближним без размышления и рассуждения: достойны-недостойны, правы-неправы, – они Христовы, и, служа им, мы прославляем Бога любви и милосердия.

С такими помыслами и сознанием своего недостоинства христианин и должен приступать к Святой Чаше. Как этот гадаринский бесноватый: «Господи, легион грехов, страстей имею! Только Ты силён освободить меня, избавить, исцелить от томящих меня болезней, очистить от безобразных мыслей, чувств, помыслов, возвратить мне ясность ума, мирное сердце, здравие души и тела, гармонию бытия, дабы Ты жил во мне, руководствовал меня, просвещал меня и даровал мне величайшую милость служить Тебе и прославлять Твое пресвятое имя, так как это мне внушает совесть.

Вышитая икона: Исцеление гадаринского бесноватого.
Исцеление гадаринского бесноватого
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные