Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Будьте совершенны...»

Как может быть совершенным ограниченное Божье создание? Совершенство предполагает всемогущество — а мы немощны; святость — а мы грешны; торжество Божественной любви — а мы уязвляемся прилогами осуждения, недоброжелательства. Что нужно, чтобы слабый, немощный и ничтожный грешник стал совершенным?

00:20:51
«Будьте совершенны...»
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Мы с вами завершаем сегодня празднование Новозаветной Пятидесятницы и вступаем в празднование Дня всех святых. И каждый в этот день призван особенно глубоко и сердечно поблагодарить Господа за невидимую связь с тем святым, который нам особенно близок, имя которого мы носим, попечением которого мы пользуемся — иногда сознательно, а большей частью неосознанно, и с нашей стороны не хватает ни благодарения, ни признательности Создателю за участие в нашей жизни небесного святого покровителя.

День этот отзывается праздничной радостью в сердцах чад Церкви, потому что все они в этот день вместе соединены узами веры и любви с торжествующим коленом Церкви — угодниками Божиими, Ангелами, которые «всегда видят, — как говорит Христос, — лице Отца Моего Небесного»1, то есть всегда предстоят Святой Троице, а значит, по их молитвам обилие Божественной благодати снисходит и в наши верующие и кающиеся сердца.

В этом торжестве Церкви являются плоды искупительной смерти и воскресения Христова, то, чего ради Бог воплотился, для чего и зачем Он так пострадал, взяв на Себя вину за грешный человеческий род: чтобы вменить нам, верующим и кающимся, Свою праведность, освятить нас Своей святостью, исполнить нас Божественной благодати, лишь бы сердца наши были раскрыты, уповали, молились, каялись, призывали Христа Воскресшего. И все эти труды Спасителя явлены во множестве тех, кто в тридцать, шестьдесят, во сто крат умножил дар Святого Духа, сообщенный всем в Таинстве Крещения, позволил Христу изобразиться в своей душе, позволил Святому Духу возгосподствовать над человеческой немощью, страстями, грехами и явить Свое присутствие, которое и есть спасение. Речь идёт о том, что сердца святых стали обителью Отца и Сына и Святого Духа — сокровенного и вместе с тем явного пребывания в них Господа Бога и Его животворящей благодати.

К этому-то совершенству призывал и призывает нас Спаситель. И сегодня мы слышали дивное Евангельское слово, заповедь Иисуса Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»2. Как может быть совершенным ограниченное Божье создание? Ибо совершенство предполагает всемогущество — а мы немощны; святость — а мы грешны; торжество Божественной любви — а мы уязвляемся всякими прилогами осуждения, недоброжелательства.

Для того чтобы слабый, немощный и ничтожный грешник стал совершенным, ему всего-навсего нужно уверовать в Искупителя и совершенно раскрыть пред Ним своё сердце, совершенно довериться Его Промыслу. Нужно позволить Господу явить в нас Своё присутствие, совершенно возуповать на Христа, с тем чтобы наша жизнь была поглощена Его жизнью, наша воля срастворилась с Его волей, наша немощь была восполнена Его всемогуществом, наша гордость упразднилась совершенно, а вот смирение Иисуса Христа стало нашим достоянием по дару Божьему. А этот дар снисходит тем, кто умеет прощать, кто умеет укорять себя, кто глубоко кается в преждесодеянных грехах.

И есть ясные признаки, стремится человек к совершенству или он застрял в своём самолюбии и глупости — это отношение к нашим недоброжелателям — тем, кто в силу своей ограниченности нас не любит и не считает нас за людей. Ученик Христов должен смотреть на вот этих своих соседей по даче, бабушку в коммуналке, каких-то пробивных людей, которые всегда пролезают вперёд вас, — должен смотреть, как телёнок смотрит на людей, то есть с жалостью, с некоторой долей наивности и с глубокой кротостью.

Из этого, конечно, не следует то, что мы, христиане, — это мальчики и девочки для битья, и всякий может, сев верхом, на нас кататься. Нет! У христианина есть мудрость, достоинство, педагогическая жилка, и не всякому человеку полезно, чтобы пред ним расступались, можно с любовью и поставить на место. Но вот в глубинах сердца тот, кто хочет быть со Христом и Христовым, кто хочет вместить в сердце любовь Безначального Отца, получить утешение от Святого Духа, кто хочет быть орудием, инструментом, исполнителем воли Воскресшего Спасителя, никак не может и не должен допускать до себя мелочность, скаредность, осуждение, неприязнь, отчужденность, презрение, озлобление, вспышки гнева, вплоть до животной ненависти, — а это уже серьёзная заявка на проживание в аду.

Но, отзываясь на призыв Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»3, «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»2, мы, принимая самого Воскресшего Спасителя, вкушая Его Пречистые Тело и Кровь, должны быть действительно сынами, дочерями света, сынами и дочерями Царствия.

Если Бог со мной и Он прощает мне всё и дарует мне спасение в союзе с Собой, — имея такое непостижимое богатство, становясь уже здесь, на земле, небожителем, как я буду смотреть на людей, которые совершенно чужды упования на Христа, не имеют в себе любви к Нему, но копошатся, бедные, в своих земных заботах, совершенно подчинившись эгоизму и себялюбию? Вот как Гулливер смотрел на лилипутов? Конечно, с сожалением и пониманием. Как вот миллионер смотрит на нищую бабушку, с дрожащей рукой просящую подаяние? Если миллионер идёт путем погибели, то он недобро на неё смотрит, а если в нём есть человечность, он, конечно, всегда рад её осчастливить, для него это пустяк. Вот таков истинный христианин, носящий в сердце Господа, благодать Святого Духа.

А мы готовимся к Причащению, для того чтобы вступить в чудесный союз с Воскресшим Христом. Кто может нас обидеть, кто может вывести из себя, кто может причинить нам вред, если Господь уже здесь, на земле, даёт нам бессмертную жизнь, даёт нам Свою любовь, выше и краше которой нет ничего, просвещает наш ум и сердце, соделывает малым солнышком на этой грешной земле? Поэтому в отношении всех, кто по какой-то причине зложелательствуют по отношению к нам, тех, кого в просторечье называют «врагами», Спаситель говорит: «Люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».5

Как воспитательница общается в детском саду с детьми с нарушенной психикой, которые дерутся, кричат, щипаются? Она всё покрывает любовью, пытается их как-то утихомирить, утешить, понимая, что они не виноваты, виноваты родители, которые не заботились о должном зачатии, рождении и воспитании их. Так вот и христианин — совершенно особенное существо в этом мире. Истинного христианина сразу можно увидеть и опознать, не будучи членом федеральной службы безопасности. От него исходит понимание, милость, смирение, любовь, он счастлив внутренне, блажен, потому что источник блаженства — Господь — с ним. И поэтому он на всё смотрит с милой улыбкой, со всеми готов поделиться. А когда кто-то делает ему какие-то маленькие пакости, скажет с педагогическим таким настроением: «Вам доставляет счастье так себя вести? Вы уверены, что вы идёте правильным путем?» «Будьте здоровы», — сказал Владимир Владимирович Путин «коллективному Байдену», когда тот невесть что изрёк о нём.

Народ находится сегодня у нас в некоторой степени смущения, смятения, в связи с известными событиями в Москве и Подмосковье. На священников часто смотрят, как на оракулов: «Что делать, как быть?» Священник ничего не будет советовать, чем паче приказывать — он тоже человек. Но я про себя скажу, что я нашему президенту совершенно доверяю: он как главнокомандующий, ответственный во многом за судьбы России, зря ничего не скажет. Присоединил Крым? Присоединил. Бандитов в Сирии победил? Победил. Потихоньку наших ворюг-олигархов прижимает? Прижимает. Через поправки в Конституцию, не сразу, не спеша, но выживает из пространства Российской Федерации беззаконие? Как может, старается. Он же понимает ответственность своего слова: если он рекомендует сделать прививку — не просто так он это говорит.

Народ сегодня шустрит в интернете, смотрит «за» и «против» вакцинации. Если есть противопоказания, никто не заставляет, нужно стараться собрать все необходимые справки, предоставить их для медотвода. Если на работе угрожают увольнениями, — сегодня уже подписывают всякие письма против действий, нарушающих Конституцию; участвуйте в этой борьбе, вступайте в судебные отношения, коль скоро местное начальство так нажимает. Если каких-то противопоказаний серьёзных нет, каждый пусть сам принимает своё решение.

Понятно, что нужно иметь ушки на макушке, быть осторожным, но, что касается меня, то я нашему главнокомандующему доверяю, и он, если бы дело было направлено на сокращение населения нашей страны, не рекомендовал бы прибегать к этой медицинской помощи. Но каждый при этом пусть ещё сам выбирает, что ему менее всего внушает опасение: всякие варианты предлагаются. Либо законным образом добиваться конституционного права оставаться с чем остаёшься — со своим иммунитетом, такой путь тоже не запрещён.

Но мы с вами предстоим Божьему алтарю и готовимся приобщаться Святых Христовых Таин. Многие ли в нашем царстве-государстве слышат эти всеутешительные слова: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое ... Пийте от­ нея вси: сия бо есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов»? 4

Вот панацея от всех бед и напастей! Принимаем Святыню во исцеление души и тела, во оставление всех наших грехов, покров, защиту, и не только нашу личную, но и всех наших сродников, друзей и близких, всех болящих и страждущих, за которых мы переживаем и за которых в сердце мы молимся.

Смотрим на икону Святой Троицы — вот источник согласия, мира, тишины, спокойствия и любви! Народ пишет в исповедях: «Конец! Апокалипсис! Антихрист уже в нашем городе, надежды никакой нет, я не выдерживаю, психика взрывается, была бы неверующей, давно бы петлю на себе натянула...» Лукавый и рад посеять такую смуту, доводить людей до психоза. Никакой не апокалипсис, ничего критического, жизнь продолжается, Россия укрепляется.

Но я уже, кажется, повторяюсь. Будем причащаться Святых Христовых Таин и готовиться к празднику Всех святых.

Храни нас Господь и Матерь Божия.


1 Мф. 18, 10.
2 Мф. 5, 48.
3 Лк. 6, 36.
4 Мф. 26, 26 – 28.
5 Мф. 5, 44.
Икона: Господь Иисус Христос.
Господь Иисус Христос
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные