Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Житие святого Иоанна Предтечи и наша жизнь

Проповедь на праздник третьего Обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Для того, чтобы сердце наше стало обителью Святой Троицы, очень важно стяжать навык Иисусовой молитвы.

00:16:40
Житие святого Иоанна Предтечи и наша жизнь
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с днем Обретения главы святого крестителя Господня Иоанна.

Многие, внимательно читающие Евангелие, когда слышат о том, как святой Иоанн Креститель был пленён Иродом, заключён в темницу и в завершение всего был усечён мечом во главу, окрадываются мыслью: почему Господь попустил такое поругание в отношении величайшего из всех, рождённых женами? Неужели и во времена евангельских событий властвовал произвол и насилие не имело никакого удержу? И поныне мы смущаемся душой, когда слышим, что праведные и угодные Богу люди терпят злоключения и нет управы на тех, кто вершит свою злую волю. Но вот из церковного предания, из священной истории мы понимаем, что это не так. Действительно слово Писания: и влас единый с главы вашей не упадет без воли Божией. Это изречение совершенно справедливо.

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;

у вас же и волосы на голове все сочтены1;

Мы видим, что глава святого Иоанна Предтечи, как некая всемирная святыня, хранима десницей Божией в течение всех последующих столетий. И раз, и два, и три она укрываема от безбожных, от еретиков, и всякий раз через особое откровение вновь обретаема. Ныне её части, рассеявшиеся по всей Европе – на Афоне, во Франции, в Германии – мельчайшие частицы десницы Иоанна Предтечи как великая драгоценность хранимы православными христианами, принимают поклонения, лобызания, молитвы. Видим, что Церковь этому праведнику уделила совершенно особое внимание, и под знаком вечности чтит все вехи его жизни. И сегодня мы празднуем Обретение главы. Всё это нам доказывает, что убиение Иоанна Предтечи было часом его торжества, обретения им победного венца, что Господь с ним невидимо сопребывал и там, в темнице, и в час его мученической кончины. И мы постигаем из этой истории, что земную жизнь понять невозможно, равно и собственную судьбу, если не рассматривать их под знаком вечности.

Сколько среди нас людей, не вполне довольных своим положением, постоянно, если не вслух, то про себя жалующихся на недостаток условий. Мы признаёмся себе в своих недовольствах, почитаем себя ну если не несчастными, то во всяком случае несчастливыми. Нам кажется, что хорошо именно там, где сейчас нас нет. И, может быть, не ропщем, но надеемся втайне, что когда-то Господь нас послушается и создаст нам такую обстановку, такое окружение, когда мы будем просто счастливы и радостны, и будем готовиться к Страшному Суду так именно, как нам хочется. А чего нам хочется? Наверное, того, чтобы все полагали к нашим стопам цветы, чтобы с утра выстраивались в очередь, подходили к нам – ну не за благословением, но с поздравлениями, дышали бы на нас чесноком и любовью. И это мы, наверное, считали бы лучшей подготовкой для нашей встречи со Христом на Его праведном Суде. Но, конечно, такое суждение ошибочно, и всякий это понимает, если хорошенько вникнет в тайну спасения, в Святое Евангелие.

Из истории святого Иоанна Предтечи мы понимаем, что Господь Бог приближается к человеку совсем иначе, чем нам иногда это кажется. Когда кажется, то советуют креститься. И человек, настроенный философски, то есть вдумывающийся в суть вещей и внимательно осматривающий собственную жизнь, должен набраться ума, мудрости, мужества, с тем чтобы ему особенно благодарить Господа, во всяком случае доверять Промыслу Божиему, когда что не так, не по нас или против нас, когда мы искушаемы, не столько внешними обстоятельствами, сколько собственными страстями, как сказано в Писании: Бог никого не искушает, но каждый искушается собственной похотью – то есть страстным состоянием души.

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,

но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью2;

И, конечно, молитвами святого Иоанна Предтечи, нужно учиться принимать не только погоду (всякая погода – благодать), но и обстоятельства сегодняшнего дня. И, не допуская до сердца грех, должно благодарить Господа и просить Его помощи, чтобы достойно проходить большие и маленькие испытания.

А в Евангелии Спаситель, прощаясь с учениками перед Своими страданиями, говорил им открыто об Отце, и уже не прибегал к притчам, иносказаниям, но прямо свидетельствовал о Своем посланничестве в мир от Отца, о Своем Богосыновстве. И, утешая учеников, которые страшились слов о грядущих бедствиях, говорил им: все, чего ни попросите у Отца во имя Мое, Я дам вам. И не говорю, что Я умолю Отца, но Он Сам любит вас, потому что вы любите Меня.

И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.

Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.

В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас:

ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.

Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу3.

И эти слова тоже нужно не забывать в наших маленьких скорбях: о чем ни будете просить у Отца во имя Мое, даст вам. А когда мы просим у Отца во имя Господа Иисуса Христа? Всякий раз, когда произносим слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Вот эти слова – Сыне Божий – говорят о том, что мы исповедуем единосущие Сына и Отца. Когда произносим слова «Сыне Божий», то предстоим Самому Отцу, Который принимает наше моление именем Своего Сына.

Некоторые говорят: вот, я уже 20 лет молюсь Иисусовой молитвой – и что? Как была дурой, так и помру. Но это, может быть, потому так горько мы о себе говорим, что молимся, как попугай в клетке, по затверженному. А если вникать в суть слов молитвы, то, когда мы говорим «Господи», то призываем всемогущую Троицу; говорим «Иисусе» – и обращаемся непосредственно к Спасителю, Искупителю, Который кровь Свою пролил за каждого из нас на кресте. «Христе» – слово «Христос» означает «Помазанник Божий» – исповедуем, что во Христе обитает полнота Божества телесно, что Христос Спаситель дарует нам благодать Святого Духа. Слово «Христе» подразумевает о том, что со Христом неразлучно пребывает Его Святой Дух – третье Лицо Троицы, и чрез эту молитву Дух Святой, Его сила осеняет молящегося. «Сыне Божий» – произносим эти слова и как раз исполняем то, чему учит нас Господь: просите у Отца во имя Мое, и, чего ни попросите, Он вам даст.

А мы во многом нуждаемся. И не столько в зубной пасте и прочих средствах личной гигиены, сколько нуждаемся в вечной жизни, очищении от грехов. Кто-то хотел бы иметь дары Святого Духа – чистоту сердца, ясность мыслей, любовь. Иногда просто как матрешки приходим к священнику, говорим: «Батюшка, где она, любовь? Мы её не видали и не едали. Любовь, наверное, в других монастырях, но сколько ни живу здесь – смотрю, щупаю, нюхаю – любви не вижу ни у кого».

Смешные это речи, потому что, если ты хочешь струиться, искриться, испущать из себя лучи Божественной любви – кто же против? Ведь источник любви – Сам Христос. На литургии мы слышим или нет такие слова: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами»? Когда мы вот так кланяемся под это осенение священником, мы вообще что делаем? Конечно, раскрываем сердце, чтобы принять во Христе Иисусе, Которого мы призываем, любовь Бога и Отца. И вот таким образом краткое прошение «Иисусе Христе, Сыне Божий» является проводником всех благ, о которых мы только ни мыслим, которых только мы ни желаем воспринять. Хочешь любовь – «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Хочешь мудрости, смирения, кротости, чистоты, сил, вечной молодости, вечной жизни – проси и дастся: о чём ни будете просить у Отца во имя Мое, даст вам.

И, возвращаясь к святому Иоанну Предтече, видя, что Господь Бог не просто почтил его память, но Церковь благоговеет и дорожит каждым событием из его жизни, каждой самомалейшей частицей его мощей, не будем смущаться тем, что он претерпел там, сидючи в подземелье у Ирода, не будем огорчаться, когда слышим о том, как Господь попустил ему мученическую смерть, но будем светлее смотреть на обстоятельства нашей собственной жизни. А если и говорить когда-нибудь про себя, вслух или батюшке: «Ой, меня все обижают!.. Ой, меня все зажимают! Ой, все ко мне ревнуют!.. Ой, все вокруг завистники, зубоскальники!», – то говорить это нужно с юмором, нисколько так не считая в глубинах души. Но постигая, что Господь создал и даровал нам совершенно райские условия для восхождения в небесные обители и для того, чтобы собственное наше сердце стало той обителью, где живет Отец и Сын и Дух Святой.

Если я неправ, прошу кого-нибудь сюда зайти и сказать слово возражения.


1 Мф. 10, 29 – 30.
2 Иак. 1, 13 – 14.
3 Ин. 16, 23 – 28.
На изображении: икона святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня
Проповедь о житии святого Иоанна Предтечи и нашей жизни
декоративная горизонтальная черта
Проповедь