Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Корень духовной жизни

Имя Христово и стало для святой Марии точкой опоры, прибежищем, драгоценным камнем спасения. Об это имя, как о камень, она сокрушала младенцев дщери вавилонской, – то есть многочисленные образы и помыслы, которые нещадно напоминали Марии о её прошлом, о прежнем периоде отступления от Христа, о в ведении и в неведении совершённых грехах. И для нас, быть может, это самое главное в отчёте о её жизни, потому что здесь – в призывании Христа Спасителя – и сокрыт корень нашей духовной жизни.

00:13:00
Корень духовной жизни
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с завершением службы «Стояние преподобной Марии Египетской», в честь которой вчера были прочитаны целиком Великий канон преподобного Андрея Критского и её житие. Поздравляем всех с принятием Святых Христовых Таин и с трудами по завершению Великого стояния.

Всякий раз, когда мы обновляем в памяти житие святой Марии Египетской, мы удивляемся её решимости, целеустремлённости, её мужеству и, конечно, любви ко Христу и Богородице, Которая, собственно, и призвала вчерашнюю блудницу к постническому житию, и помогла ей взойти на самый верх благодатного бесстрастия, соделав Марию подлинной невестой Христовой. Это, безусловно, воодушевляет всякого христианина, борющегося со страстями, с помыслами, которые как будто не хотят отступать, но неизбежно отступят от души смиренной, мужественной, рассудительной и полагающей в молитвенном устремлении ко Христу начаток своего спасения.

Можно задать себе вопрос: «Что же именно воодушевляло святую Марию?» Вчера мы слышали, как она семнадцать лет ни днём ни ночью не имела покоя от диавола, который боролся с нею всеми доступными падшему духу средствами, желая отвратить её от Христа, привести в отчаяние, погубить её душевно и телесно. Так что же воодушевляло её? Конечно, это было упование на Пресвятую Деву, явившуюся грешнице в Иерусалимском храме и никогда не оставлявшую кающуюся душу во все сорок пять лет её подвижничества. И, безусловно, это сама благодать Духа Святого, дарованная ей в Крещении и проявившаяся в Марии после её духовного пробуждения в Иерусалимском храме как жажда всегдашнего обращения к Спасителю во внутренней сердечной молитве.

Несомненно, что имя Христово и стало для святой Марии точкой опоры, прибежищем, драгоценным камнем спасения. Об это имя, как о камень, она сокрушала младенцев дщери вавилонской (см. Пс. 136, 8 – 9), – то есть многочисленные образы и помыслы, которые нещадно напоминали Марии о её прошлом, о прежнем периоде отступления от Христа, о в ведении и в неведении совершённых грехах. И для нас, быть может, это самое главное в отчёте о её жизни, потому что здесь – в призывании Христа Спасителя – и сокрыт корень нашей духовной жизни. Вслед за преподобной Марией Египетской мы должны учиться во всех обстоятельствах нашей жизни, и днём, и в иное время призывать Спасителя. Не машинально, не по привычке, но всем сердцем, всем умом, всей крепостью, так, как и подобает призывать погибающему своего спасателя – Спасителя.

И когда это делание становится для христианина насущной потребностью, тогда Бог начинает приоткрывать Своему верному ученику тайну спасения. Имя Христово становится для христианина спасательным кругом, держась за который, тот никогда не потонет в пучине морской. Человек, равнодушный ко Христу, может быть, и вспоминает когда-то Его, но большей частью на дню занят чем-то посторонним: «Ой, столько забот, столько дел! Как бы успеть туда и сюда, поговорить с этим, ответить на приглашение другого...» Но для христианина, который, конечно, находится в тех же самых земных обстоятельствах, главное – иное: как бы не разлучиться в этой земной круговерти со Христом, как Ему отдать, Ему посвятить души прекрасные порывы.

Имя Христово становится для кающегося христианина чем-то осязаемым, чем-то очень важным: подлинно краеугольным и драгоценным камнем. Иногда этот камень воспринимается как незыблемое основание, на котором утверждаются стопы христианина посреди всеобщего смятения и непостоянства.

Иногда душа, сосредоточенно и внимательно молясь, вслед за святой Марией Египетской начинает осознавать, что имя Христово – это некая манна, сходящая с небес, хлеб, вкушая от которого, душа человеческая никогда не умрёт.

В иное время имя Христово представляется христианину – и в действительности бывает таковым – как меч обоюдоострый. Возьми в руки этот меч, вооружись, и не страшны тебе будут никакие помыслы, мечтания, воспоминания, потому что лукавый боится человека, с верой и любовью призывающего Христа.

Или это имя становится свечой, держа которую в руке, ученик Христов видит, как окружающий мрак озаряется Божественным светом. Молящийся христианин становится зрячим существом. Ходящий во Свете, он разглядывает дорогу веры, расстилающуюся пред ним, и никогда не претыкается, до тех пор покуда молится. Так говорит Спаситель: «Аз есмь свет» (Ин. 8, 12). «Веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12, 36)

Таким образом, святая Мария, почти полстолетия находясь в совершенном уединении в пустыне, беседовала с Небесным Отцом, мало-помалу смирялась, умудрялась, горечь её покаянных трудов претворялась в сладость, и, наконец, она уже в этой жизни, облечённая всеми дарами Святого Духа, возвратив себе чистоту помышлений, чистоту душевную и телесную, облекшись в смирение и любовь, вошла в благодатный покой, который был для неё дороже всех прочих благ. Имея Христа, живущего и действующего в душе своей, она с Ним непрестанно общалась, а Господь беседовал с ней как с любимой дочерью, раскрывая ей все тайны земного и небесного бытия.

И конечно, для того чтобы мало-помалу, Богу содействующу, войти в это облагодатствованное состояние, вовсе не обязательно ехать в Израиль, переходить Иордан, но можно и здесь, в стольном граде, умом и сердцем устремляясь ко Христу, стараться все обстоятельства своей жизни, каждый разговор, каждую встречу с человеком, каждое дело пронизывать тайным обращением ко Христу, со вниманием, покаянием, любовью призывая Его святое имя, тайно от всех, но явно для Бога.

Не забывайте, что истинный знак того, что вы молитесь, – это милосердие к людям. Если вы осудительны, пренебрежительны, раздражительны и постоянно недовольны людьми, то вы не молитесь, хотя бы и прочитывали весь круг суточного богослужения. Но тот действительно молится, кто каждого человека, его окружающего, воспринимает как Божьего посланца, как господина, которому он от избытка сердца призван служить и радоваться тому, что тот удостаивает его своего внимания.

Кто начнёт вот с этого последнего и научится воспринимать людей как подобает, с честью, воздавая им уважение и любовь как бессмертным Божиим созданиям, носящим в себе образ Христов, тот незаметно для себя вслед за святой Марией Египетской и научится всегда обращаться к Небесному Отцу. И ещё в этой жизни до своих похорон на Востряковском или Перепечинском кладбище станет совершенно счастлив и блажен.

Молитвами преподобной матери нашей Марии Египетской, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Выслушаем молитвы по Причащении Святых Христовых Таин, и будемте готовиться к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы.

Икона преподобной Марии Египетской.
Преподобная Мария Египетская
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные